Кто дает пинка замедлившейся инфляции?

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ неделя подарила один занятный сюжет на тему взаимодействия власти и общества в Беларуси. На исходе уходящего года Совет Министров принял решение увеличить с 1 апреля 2012 года размер базовой величины до 100 тыс. рублей с нынешних 35 тыс. рублей, установленных еще в 2007 году. За все это время размер БВ не пересматривался, хотя по первоначальному замыслу должен был ежегодно индексироваться на коэффициент инфляции.

Повышение базовой величины не должно провоцировать рост цен.

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ неделя подарила один занятный сюжет на тему взаимодействия власти и общества в Беларуси. На исходе уходящего года Совет Министров принял решение увеличить с 1 апреля 2012 года размер базовой величины до 100 тыс. рублей с нынешних 35 тыс. рублей, установленных еще в 2007 году. За все это время размер БВ не пересматривался, хотя по первоначальному замыслу должен был ежегодно индексироваться на коэффициент инфляции.

Страна узнала эту новость в первый рабочий день января, а уже назавтра в редакциях белорусских СМИ изучали разосланную по электронной почте петицию, направленную в Правительство Республиканской конфедерацией предпринимательства и Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей.

Предприниматели били тревогу и просили Правительство пересмотреть свое решение относительно БВ. Отложим пока в сторону соображение, что ни одно правительство в мире не любит отрабатывать назад, тем самым расписываясь в некомпетентности. Вникнем в аргументы белорусских бизнесменов. На базовую величину у нас в стране прямо завязаны размеры штрафов, нотариальных и госпошлин, ставки арендной платы. Последнее больше всего и беспокоило предпринимателей. По мнению представителей деловых кругов, трехкратное увеличение ставки базовой величины автоматически приведет к увеличению в три раза стоимости арендной платы. Что неизбежно повлечет за собой рост цен на товары и услуги. В общем, здравствуй, инфляция…

Предпринимателям не привыкать перекладывать свои дополнительные затраты на потребителя. Но сегодня многие домашние хозяйства Беларуси пересматривают структуру семейных бюджетов, и платежеспособный спрос на непродовольственные товары и услуги объективно снижается. В этой ситуации предприниматели видят прямую угрозу своим доходам. Вот что, собственно, читается между строк письма бизнесменов.

Заметим, что базовая величина всегда была административной категорией, а не экономической. В 2002 году ее ввели, чтобы было от чего плясать, определяя размер штрафов и пошлин. Прежде соответствующие платежи привязывались к минимальной заработной плате. Установили БВ в рублях, а не в валюте, потому что вписывать в нормативные документы термин «у.е.» было бы совсем уж конфузом.

Но за 2007—2011 годы цены выросли в три  раза, за ними подтягивались зарплаты, соответственно, росли и обороты юридических лиц. На фоне сегодняшних цен прежние величины штрафов стали анахронизмом. До сих пор в столичном общественном транспорте действует смехотворный штраф за безбилетный проезд величиной в 7 тыс. рублей (0,2 БВ).

Соображение о том, что повышение базовой величины в три раза может спровоцировать рост цен, могло бы стать весомым, если бы не одно «но», о котором в предпринимательских кругах хорошо знают. Понимание, что ставки арендной платы нужно отвязать от базовой величины, созрело в совминовских кабинетах уже давно. И временной лаг в три месяца (новый уровень базовой величины становится действительным с 1 апреля 2012 года) — совсем не случаен.

«Уже подготовлен и практически согласован со всеми заинтересованными сторонами проект изменений в Указ № 518, предусматривающий введение понятия «базовая величина арендной платы», — говорит советник по экономическим вопросам Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства Татьяна Быкова. — Причем на первый квартал 2012 года она будет установлена в размере 35 тыс. рублей. До 1 апреля текущего года будет проведена индексация с учетом инфляции за прошлый год. В дальнейшем такая индексация будет производиться ежегодно. Рост арендной платы на площади, сдаваемые в аренду государством, произойдет, но не в такой мере, как опасаются представители союзов и как это произошло в частном секторе (где ставки привязаны к доллару или евро). В данном случае позитивный момент я вижу в том, что о нововведениях Правительство объявило заранее. И дало время подготовиться деловым кругам. В отличие от практики прежних лет, когда предпринимателей просто ставили перед фактом неких правовых новаций».

По мнению Татьяны Быковой, реально назрела иная проблема. Нуждается в пересмотре сама система штрафных санкций, считает она. Действующее законодательство позволяет за одно и то же правонарушение наложить штраф и на субъект хозяйствования, и на руководителя предприятия. Современной правовой практике более соответствовала бы схема, когда штрафные санкции применяются, например, в отношении субъекта хозяйствования, который затем имеет возможность предъявить регрессный иск к непосредственному виновнику правонарушения, полагает эксперт.

Сумятицу, которая царит в умах и в СМИ по поводу повышения базовой величины, легко можно было упредить. Что мешало ответственному чиновнику из Минфина или Минэкономики вовремя появиться перед публикой и разложить по полочкам суть решения, снять тревоги и опасения?

Но информационный вакуум пустоты не терпит. И заполняется чем угодно, в первую очередь слухами...

Игорь ФИЛИППЕНКО, БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter