Как работают краудфандинговые платформы Беларуси Ulej.by и Talakosht

Кто чем может

Возможность рассказать миру о своей идее и собрать средства на ее реализацию плавно пересекла Атлантику и распространилась на весь земной шар. Такое явление, как краудфандинг — то есть народное финансирование, к нашим реалиям пока еще только притирается, но уже активно нащупывает собственную нишу. 31 марта начал работу проект Talakosht (читается «Талакошт»), а с конца апреля потенциально прибыльной идеей можно поделиться с народом на сайте ulej.by — всего за месяц существования новая краудфандинговая платформа Беларуси привлекла почти 150 предложений. Из них эксперты «Улья» отобрали два десятка, которые первыми приступили к сбору денежных средств. Одним словом, народный проект дал старт народному же финансированию.

Что это такое

Краудфандинг — это, по сути, та же сделка с инвесторами, только на более выгодных условиях. Судьба проекта при этом зависит не от двух–трех человек, которые спонсируют общее дело, а от умения авторов найти общий язык с потенциальной аудиторией. Собирать деньги можно на все, что угодно: например, полочанин Михаил Бондарцов предлагает вложиться в летательный аппарат с солнечными панелями и ветрогенераторами для получения электроэнергии, Наталья Зданевич из Бреста — в мобильное приложение бесплатного гида по территории Брестской крепости, а группа «Рыбы» ищет средства на запись второго альбома. В России краудфандинг, естественно, тоже не стоит на месте: люди «из интернета» помогают тушить лесные пожары, разоблачать коррупционные схемы и закупать оборудование для больниц. На социально значимые проекты ориентирован и белорусский сервис Talakosht, рассказывает его креативный директор Иван Веденин:

13-жизнь-краудфандинг-презентация01-230415 (ასლი).jpg

Фото Татьяны Столяровой.

— Сама философия проекта предполагает, что нужно вместе решать общие проблемы. У нас нет предварительного отбора проектов, но есть минимальные требования. Самое главное — проект должен быть социально значимым. Автор обязательно должен указать, какую проблему он решает. Допустим, кто–то хочет собрать деньги на кругосветное путешествие — пока человек не объяснит, что Беларусь от этого выиграет, это не социально значимый проект.

Онлайн–площадка «Улей» таких жестких рамок не ставит. Ресурс, официально стартовавший 22 апреля, не стал ограничивать темы и направленность проектной деятельности. Сервис помогает искать «инвесторов» как для социальных инициатив, так и для творческих проектов и стартапов. Нужны деньги на запись альбома — не вопрос. Не хватает средств на дополнительное оборудование для производства металлических украшений — добро пожаловать на ulej.by. Директор по развитию проекта Эдуард Бабарико уверяет: «Улей» — уникальная для Беларуси платформа:

— При ее создании мы опирались на опыт зарубежного краудфандинга. В итоге за основу взяли модель, предложенную самой успешной краудфандинговой площадкой в мире — kickstarter.com. Суть ее в следующем: владелец проекта должен указывать дату, к которой нужно собрать определенную сумму, и минимальное количество средств, необходимых для реализации идеи. Если он не собирает деньги к этому сроку, они возвращаются жертвователям.

Как это работает

Механизм действует как в пословице «С мира по нитке», когда все желающие сбрасываются на реализацию того или иного проекта. Пользователям достаточно указать данные платежной карты и на счете заблокируется определенная сумма. «Улей» работает по принципу «Все или ничего»: проекты, которые не набрали нужную сумму, признаются несостоявшимися, а деньги возвращаются на карты плательщиков. Если же сумма набирается, автор проекта получает деньги, а все, кто его поддержал, — определенные бонусы. Например, упоминание в титрах фильма, билет на предпремьерный показ или подарочный музыкальный альбом. При этом в случае успеха «Улей», банк и платежная система взимают общую комиссию в размере 12%. Еще один важный нюанс: если полученная сумма превысит 43.660.000 рублей, автору необходимо будет заплатить подоходный налог в размере 13%.

В отличие от «Улья» Talakosht сам предлагает инициаторам определить тип сбора: «Все или ничего» (автор проекта получает деньги, только если соберется вся необходимая сумма) или «Все, что собрано» (автор получит деньги, если проект наберет хотя бы 25%). Комиссию за размещение проекта при этом площадка не взимает. Иван Веденин объясняет это тем, что сам проект Talakosht, по большому счету, держится исключительно на энтузиазме его создателей:

— Мы некоммерческая платформа и сами планируем привлекать деньги на себя методом краудфандинга, как это раз в год делает Википедия. Кроме того, нам важно развить у людей осознание того, что перечислять деньги через краудфандинг — это нормально.

Что почем

Первыми успехами поспешил похвастаться Talakosht: кампания по сбору средств на белорусскую озвучку мультфильма «Свинка Пепа» завершилась. Из запрашиваемых 37.500.000 рублей автор проекта Андрей Ким собрал почти 42 миллиона. А это значит, что первым 50 сериям «Свiнкi Пэпы» быть, радуется Иван Веденин:

— Всего мультфильм насчитывает более 200 выпусков, поэтому мы продолжаем собирать средства. Каждые 750 тысяч — это плюс одна серия «Свiнкi». У авторов есть еще месяц, за который, возможно, соберутся деньги на дополнительные 100 серий. Или даже на все 200.

13-краудфандинг2 (ასლი).jpg

Первые две серии «Свiнкi Пэпы» в белорусской озвучке уже можно найти на Youtube. К слову, голос одному из персонажей подарила актриса Купаловского театра и по совместительству солистка группы Sounduk Анна Хитрик. Одну из краудфандинговых платформ, российский Boomstarter, коллектив протестировал нынешним летом. С его помощью Sounduk нашел спонсоров для выпуска нового альбома:

— Нам нужно было 100.000 российских рублей. Собрали эту сумму менее чем за месяц. Признаюсь честно, сначала в идею не верила. Спасибо ребятам, уговорили. По сути, мы ничего не теряли: не собрали бы денег на «Бумстартере», искали бы средства в другом месте. Я бесконечно благодарна нашим поклонникам, без них не было бы ни альбома, ни «Сундука» в целом.

Лидер группы «Палац» Олег Хоменко тоже не остался в стороне от краудфандинга: музыкант озвучил белорусские народные сказки, которые автор проекта Андрей Золотарь планирует сделать доступными для скачивания на iPhone и iPad. На разработку приложения необходимо 30.000.000 рублей. Сейчас на «Улье» собрано 33% от суммы. Олег Хоменко раскрывает суть проекта:

— Эти сказки должны стать известными по всей Беларуси. Все мы знаем сказки Пушкина и Андерсена. А вот белорусские... Ну одну знаем, две — не больше. Ни дети не знают, ни взрослые.

Авторы проекта представят и специальный бонус — белорусскую народную сказку «Салдат–доктар». Это авторский проект Олега Хоменко и группы «Палац», работа над которым продолжалась 8 (!!!) лет.

КТО ЕЩЕ

Бас–гитарист «Би–2» Максим Андрющенко — создатель крупнейшей российской краудфандинговой площадки Planeta.ru. Весной 2012-го группа собрала 1.250.000 российских рублей на выпуск альбома Spirit.

13-a311af2fe966327df6b9e191cc5b9a01 (ასლი).jpg

Среди тех, кто искал деньги на проекты с помощью краудфандинга, писатель Евгений Гришковец, режиссеры Константин Фам, Владимир Мирзоев и Роман Либеров, группы «Animal ДжаZ» и «Муммий Тролль».

ЦИФРЫ «СБ»

По данным специализированного издания www.crowdsourcing.ru, десять лучших проектов на платформе Kickstarter в 2014 году привлекли 43.786.462 доллара. Сервис Indiegogo держит второе место с результатом 25.372.473 доллара. Российская платформа Planeta.ru утроила свои показатели по сборам: десять лучших проектов привлекли 30.068.464 российских рублей.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 93 (24723). Среда, 20 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter