«Каждый слышит, как он дышит…»

Кто чем дышит

Задавать вопрос обычному (сапрауднаму) белорусу «Как дела?» – занятие достаточно бесполезное. Этакая разновидность медитации для двоих.

Недоверчиво глядя в глаза, он-она будут бормотать про непогоду, неурожай, инфляцию, дороговизну, санкции и «ништо, мы привыкшие», старательно при этом пытаясь закрыть спиной дверь. Потому как за ней обычно – аж ломится.

И обычно оба об этом знают: и спрашивающий, и отвечающий.

Другое дело – беглые. «На вопрос «Как живешь?» – завыл матерно, напился, набил рожу вопрошавшему, долго бился головой об стенку, в общем, ушел от ответа». Как Михаилу Жванецкому тогда удалось настолько точно воспроизвести поведение слизня Каверина (и ему подобных) сейчас – загадка гения.

Но воспроизвел ведь, с точностью до последовательности рефлекторных действий эмигрантов.

Поэтому, чтобы понять, как у кого дела на самом деле, давайте обратимся к холодным цифрам и бесстрастным свидетельствам.

Белстат на конец 2023 года сообщает: «В собственности у белорусов имеется 3 023 002 легковых автомобиля». На 9 200 617 граждан это означает вот что: каждый третий белорус имеет легковой автомобиль.

Если по-другому, то на 1000 человек населения приходится 328 автомашин. И это не считая того, что «еще белорусы владеют 140 813 грузовиками, 423 799 мотоциклами и мотороллерами и 10 417 автобусами».

По данным на конец 2012 года в Беларуси «на 1000 человек населения приходилось 279 автомобилей» – вот сами и прикиньте рост благосостояния. Не такой бурный, как если бы в Беларуси нефть, наконец, нашли, но видимый и осязаемый. И это в условиях постоянного давления, удушающих санкций и попытки мятежа. А также в условиях непрерывного долевого строительства личных-столичных жилых квадратных метров.

Нормально живем. Сыто и мирно. Справляемся.

Не то у беглых. По машинам их жизнь оценивать глупо: у кого они есть, те сутками таксуют, чтобы выжить. Некоторые уже и доживают прямо в машинах.

Те же (как упомянутая плакса Каверин), которые, рухнув на дно, все еще сучат ножками, – те изо всех сил пускают пыль в глаза. Мол, фигня, что еле живем, зато свобода! Детям в глаза стыдно смотреть, но свобода же! Будущего нет, прошлого жалко так, что хоть вешайся, но свобода вокруг!

Кстати говоря, тем, кто пашет по 10–12 часов на поляков да литовцев, в интернете писать некогда. Да и не о чем, в общем-то. Пишут обычно грантососы, попрошайки, мошенники на доверии и вот эта категория: «Никогда, слышите, никогда Воробьянинов не протягивал руки!» Экстремисты, если коротко, в этих ваших интернетах пишут, каждый второй – точно.

А после очередного восхваления «свободы», лайков таким же единомышленникам под «надо дожить» и проклятий нам, белорусам, имеющим по машине на каждую семью и не собирающимся останавливаться, беглые обычно начинают делиться своими больками. И вот эти свидетельства – они фактически документальны.

Много пишут про лишний вес, мол, растолстела на 4, 7, 30 килограммов. Другие рассказывают, как последние годы живут на антидепрессантах. Делятся историями про плохие зубы, про несколько работ, про страхи и панофобии. Беглая Матузова чуть не плачет: «Живу в Испании три года, до сих пор не интегрировалась, нет финансовых накоплений, зарплаты едва хватает на жизнь. Нет своего жилья, не сдала на права, не справилась с тревожностью».

Ни просвета, ни перспектив, ни даже смуглого дружка, зато куча свободного времени и интернет для поныть. Но домой, в родную редакцию – никогда! Так проститутка сгниет на трассах в златоглавой, но в свой Пропойск не вернется никогда. На глаза соседей и подружек?! – да лучше утопиться.

Утешая друг друга, такие наперебой жалуются: «Три года не видела маму и брата», «Я никто в любой стране», «Нет своего убежища, не готовлю, поэтому питаюсь всякой ерундой», «Я в свои 23 живу как моя мама в 30+», «Не учу язык страны, в которой живу»…

У них уже даже нет сил матом ругаться (как бывало) на тех, которым они когда-то поверили. Из-за которых, по сути, во всем своем вот этом будущем и оказались. Овцами были, овцами и живут. Особенно глаз выделил вот такое: «Я абсолютно не умею поддерживать порядок» – и ведь есть люди, которые помойку во вскрываемых беглых квартирах считают постановкой. Ан нет, это, оказывается, образ жизни.

Lifestyle невероятных.

Белорусы в Беларуси – мы ведь с вами и правда с каждым годом живем все лучше. Особенно если вспомнить, от какой пропасти отошли во главе со своим Президентом в 1990-х. И мы, обычные (сапраудныя) белорусы, не только сами начинаем все больше свое ценить, но и детям понемногу это умение передаем.

А беглые обречены помирать. Их не жалко – это их перамены, их детей жалко – это да. Может, схоронив экстремистских родителей, они и вернутся – мы примем, чего уж.

Вот только квартиры им, похоже, придется зарабатывать самим. С нуля. Будто отбросив прочь дурное наследство.   

mukovoz@sb.by, https://t.me/nakipelo_by 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter