Кто больше знает, тот меньше платит?

Образование нынче в цене.
Образование нынче в цене. И это уже не только образное выражение. Только в этом году на внебюджетную форму обучения в государственные вузы принято более 30 тысяч человек (считай, половина всех поступивших). Студентов, которые учатся за деньги, в вузах с каждым годом все больше. Причем больше, как ни странно, за счет детей отнюдь не самых состоятельных родителей, тех, кто не добрал на вступительных экзаменах полбалла-балл, но надеется отличной учебой заслужить право перевестись на бюджетное обучение. Увы, на практике такое случается нечасто. Вакансии-то появляются только при отчислении бюджетников. Где справедливость?! - возмущаются родители: иной бюджетник, перебиваясь с "двойки" на "тройку", так и дотянет до диплома, а старательному отличнику, которому не повезло на вступительных экзаменах, платить и платить. И потом, кому нужны "бесплатные" троечники?.. Выяснить, "где справедливость", предстоит осенней сессии Палаты представителей Национального собрания, на которой будет рассматриваться проект закона о высшем образовании. Депутаты, в частности, предлагают закрепить в документе гарантии перевода в государственных вузах с платной формы обучения на бесплатную (и наоборот) по итогам аттестации в конце каждого учебного года.

Идея рейтингового образования уже давно витала в воздухе. В одном из вузов ее даже пытались реализовать. Тем не менее отношение к новации неоднозначное. С одной стороны, конкурсное обучение, безусловно, - хороший стимул для учебы и повышения качества знаний. С другой стороны, не обернется ли благое намерение иной неприятностью - взяточничеством? Что если преподаватели умышленно станут повышать или занижать оценки? При обсуждении проекта закона в вузовских аудиториях озвучивался и такой вариант (как подчеркивали парламентарии, менее проработанный) решения "по справедливости": сделать высшее образование платным для всех, а малоимущим студентам предоставлять льготы.

Главным же камнем преткновения законопроекта стало введение в стране двухступенчатого высшего образования - необходимого условия для интеграции в мировое образовательное пространство. Момент, также вызывающий немало вопросов. И первый из них - как бы не принизить ценность наших специалистов. По замыслу разработчиков документа, чтобы получить степень бакалавра, нужно проучиться в вузе 4 года. Тем, кто претендует на статус специалиста, предстоит заново сдать экзамены и грызть гранит науки еще год. А желающим стать магистром "светит" еще 2 - 3 года учебы. Однако если в Монголии, Франции бакалаврами называют тех, кто окончил школу, в Англии, Германии эту степень можно получить и после 3 лет обучения в вузе, то у нас до сих пор бакалаврами называли тех, кто получил диплом о высшем образовании с отличием и изучил дополнительные учебные курсы. Они по всем статьям обходят "недоученных" специалистов. "Если в этом случае мы решили автоматически присвоить бывшим бакалаврам степень магистра, - говорит заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Национального собрания Беларуси Владимир Зданович, - то сроки обучения до сих пор не определены. Учитывая динамичность рынка труда, "долгое" образование сегодня не просто непривлекательно, но и невыгодно. Ученики 12-летней школы смогут приступить к работе только в 25 - 26 лет". Кроме того, законопроект предполагает, что бакалавры будут занимать должности исполнителей, а магистры станут научными и руководящими работниками. А теперь ответьте откровенно: какое образование вы хотели бы дать своим детям? Кого охотнее примет на работу наниматель: магистра или бакалавра?.. Если же из области гипотетических предположений перейти к реалиям, то окажется, что пока никто не может толком сказать, сколько стране требуется магистров, сколько бакалавров, каким должно быть их процентное соотношение.

Есть в законопроекте и другие новшества. Например, предусматривается, что на одного преподавателя должно приходиться не более 9 студентов, а ученое звание доцента и профессора, не исключено, будет присваиваться при наличии ученой степени кандидата или доктора наук. И сколь бы эмоциональными ни были дискуссии вокруг законопроекта, думается, он позволит не только четко обозначить проблемы, накопившиеся в системе высшего образования, но и станет стимулом для их решения.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter