В Британии в отставку подал министр иностранных дел Борис Джонсон

Кто бежит с британского корабля

В Британии — эффект домино. В отставку подал министр иностранных дел Борис Джонсон. В стране звучат требования провести повторный референдум о брексите. Политики ссылаются на то, что, де, многие граждане страны в 2016 году не осознавали всех последствий своего решения. Предвестником нового плебисцита можно считать «подземные толчки» на британском олимпе — в отставку ушел также самый жесткий переговорщик по брекситу, министр по вопросам выхода Британии из ЕС Дэвид Дэвис (на снимке). Новым главой этого ведомства стал Доминик Рааб.



И уже на этой неделе будет опубликован официальный документ правительства (white paper) с позицией Лондона по брекситу. В частности, Британия предложит создать зону свободной торговли с ЕС и определить «общий реестр промтоваров и сельхозпродукции».

Такая стратегия означает фактическое поражение группы сторонников жесткого выхода из Евросоюза, в том числе самой Мэй. Ранее правительство склонялось к установлению полноценного таможенного режима, без исключений и с применением тарифов ВТО.

Дэвид Дэвис как раз подал в отставку из–за несогласия с мягкой стратегией Brexit, согласованной членами правительства. Бывший министр считает, что избранный курс приведет к потере Лондоном контроля над «обширной частью» британской экономики и создаст преимущество для ЕС. По словам Дэвиса, основное направление политики кабмина ставит Британию «в лучшем случае в слабое положение» на переговорах с Брюсселем.

Увы, в слабое положение британские политики поставили сами себя два года назад, когда объявили референдум о выходе из Евросоюза. Прошедшие два года показали, что подобная стратегия неоправданна. Преимущество в экономическом развитии получает тот, чьи глобальные связи сильнее. В этом смысле Брюссель, несмотря на всю свою политическую аморфность, имеет преимущества перед Лондоном. И стремление британского правительства создать зону свободной торговли с ЕС является признанием этого факта.

Конечно, Тереза Мэй еще храбрится и заявляет, что в white paper будет представлено больше деталей о том, как возвращать контроль над собственными деньгами, законами и границами.

Но на самом деле речь для Мэй уже идет, скорее, о сохранении контроля внутриполитического. Не премьер–министр, а парламент получит больше полномочий за надзором выхода Соединенного Королевства из ЕС. Ключевые моменты соглашения с Брюсселем правительству теперь придется согласовывать с Палатой общин. На досрочных парламентских выборах Мэй потеряла большинство в парламенте.

Теперь даже такой убежденный евроскептик, как Найджел Фараж, говорит, что по сути он — сторонник европейского партнерства, а выступает лишь против централизованной модели управления Брюсселя, который все решает за граждан.

Что ж, Евросоюз учел критику, и за последние два года мы видели немало примеров, как Берлин, Вена, Рим, Будапешт исправляют перекосы чрезмерной централизации. Впрочем, и Лондон готовится исправлять собственные ошибки.

Бывший премьер–министр Великобритании Тони Блэр заявил, что надеется на второй раунд референдума по брекситу. Ведь нынешний план брексита означает, что экономически Великобритания останется близка с объединенной Европой, и она будет подчиняться европейским правилам. В этом случае многие люди зададутся вопросом: а зачем вообще покидать Евросоюз? И единственным решением, по мнению Блэра, в данной ситуации будет обратиться к британскому народу.

Глядя на все это со стороны, стоит заметить, что для Беларуси тоже выгоден сильный и единый Евросоюз. Приверженность Минска европейской сплоченности всегда ценилась в столицах ключевых стран ЕС, и Лондон, похоже, способен теперь по–новому осмыслить эту позицию.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter