Календарь и традиции: 28 октября – 3 ноября 2019 года

Кто без призора в колыбели, тот всю жизнь не при деле

В этом году ноябрь, белорусский «лiстапад», подобрался к нам как‑то совсем незаметно. А ведь этот месяц называют «воротами зимы». Хотя впереди еще и часть октября.

29 октября — день cвятого Лонгина, в традиционном народном представлении врачевателя болезней глаз. 

У некоторых этносов не принято смотреть собеседнику прямо в глаза, поскольку символика глаза схожа с символикой зеркала, и пристальный взгляд «вока ў вока» считается опасным, даже губительным. Кстати, такой мотив нередко встречается в сказках. Как и мотив «не оглядывайся и не смотри», ибо обернуться и посмотреть значит стать открытым и беззащитным перед врагом. Существовало также поверье, что утраченный человеком глаз не исчезает просто так, а превращается в драгоценный камень или цветок — например, василек. 

В случае возникновения проблем с глазами их старались промывать водой «з гаючых крынiц», а то и «сярэбранай расой», которую щедро посылает сам Бог. Промывали глаза также «святой вадзiцай», набранной в Крещение, на «Вялiкдзень» умывались водой «з яйка i сярэбранага талера». Если глаза уставали, на них клали льняные мешочки с отварами «зёлак». Соблюдали и некоторые народные правила: не смотреть в окно, когда мимо проносят человека в самую последнюю дорогу, в некоторых местах не смотрели на закат, боясь «куриной слепоты». Перед «Дзядамi» не белили хату и печь — чтобы не «замазаць вочы продкам», которые придут на поминальную «вячэру». 

31 октября отмечаются сразу три «прысвяткi».

Первый: Осий‑осенний. День, когда «колесо прощается с осью», то есть наступает время заменить транспорт: лошадь запрягать уже не в телегу, а в сани.

Второй: день святого Юлиана, «захавальнiка малых дзетак, немаўлятак». 

Самым уязвимым периодом для младенца наши предки считали время от рождения до крещения: боялись, что нечистая сила подменит «немаўля» непонятно на кого. Поэтому новорожденного окружали всевозможными оберегами. Возле колыбели или в нее клали специально изготовленных кукол, которые «работали» своеобразными «ахоўнiкамi», а в случае болезни или беды могли принять на себя свалившиеся напасти. Саму колыбельку должен был смастерить кто‑то из людей сторонних, но довести ее «да ладу» — отец ребенка, иначе дитя не будет привязано к отцу. И категорически запрещалось качать пустую люльку. 
«Вока» трактуется как «уваход у цела чалавека»: наверное, отсюда известное выражение «глаза — зеркало души человека».
Третий, на Гомельщине: 31 октября — праздник иконописцев. 

1 ноября по католическому календарю — День Всех Святых, поминание предков. У нас во многих семьях есть и католики, и православные. И все мирно уживаются. 

2 ноября — Димитриевская родительская суббота у православных верующих, «Восеньскiя Дзяды», «Асянiны». К этому времени урожай сложен в закрома, живность «падгадавана ў хлеўчуку», так что есть чем «улагодзiць» души предков, которые придут на «вячэру»: стол должен быть богатым. Не зря ведь до сего времени живет у нас в деревнях поговорка: «наеўся, як на Дзяды». На протяжении веков в этот день мы собираемся на кладбищах: родня, свояки, соседи, — чтобы поклониться родным могилам. Так было и так будет. Потому что жива наша память. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter