Крыть или не крыть?

Данные опроса, проведенного российским фондом "Общественное мнение", показали, что 64 процента опрошенных считают - материться недопустимо ни при каких обстоятельствах, 32 - иногда допустимо, 1 процент - материться можно каждый день и в любых ситуациях, 29 процентов - никогда не матерятся, 70 - утверждают, что матерится большинство их знакомых.
Данные опроса, проведенного российским фондом "Общественное мнение", показали, что 64 процента опрошенных считают - материться недопустимо ни при каких обстоятельствах, 32 - иногда допустимо, 1 процент - материться можно каждый день и в любых ситуациях, 29 процентов - никогда не матерятся, 70 - утверждают, что матерится большинство их знакомых.

* * *

Самые древние письменные ругательства были найдены в районе Новгорода. Это берестяные грамоты XII века. Имя первого матерщинника, впрочем, так и осталось неизвестным.

Известный аристократ Никита Михалков любит повторять, что без крепкого словца русский язык для него лишен жизни. Если интеллигентный человек может в тему ввернуть смачное бранное слово - это лишь приправит разговор. Но никак не опошлит. "Делать вид, что этой многовековой традиции в нашем языке нет - просто бездарное ханжество", - любит повторять Никита Сергеевич в своих интервью. А известный журналист и эстет Леонид Парфенов признался, что обожает группу "Ленинград" (в иных песнях Шнурова после удаления матюгов остаются лишь междометия).

Эта война идет вечно - нецензурная, ненормативная лексика в культурной среде, имеет она право на существование или нет. Один мой знакомый даже вывел для себя определение явления "интеллигенция рафинированная" - та, которая бранных слов не приемлет, и "нерафинированная", вкрапляющая по делу сочное словечко.

Забавное это занятие - разговаривать с культурными людьми на предмет русского мата. Вроде все признают его как самостоятельное явление, многие даже говорят с неким пиететом (если можно выразиться так о брани), но вместе с тем задушевный разговор получается в корне беспредметный. Вроде и есть он, а вроде и нет. Есть только слова на разные буквы.

Доктор филологических наук, профессор кафедры теоретического и славянского языкознания БГУ Алла Кожинова изучает эту проблему достаточно давно. Но признается, что когда обсуждает со студентами сей пикантный раздел языкознания, они не режут друг другу "трехэтажным" - изъясняются эвфемизмами. Хотя как филолог признает право на существование бранных слов и согласна с тем фактом, что победить это древнее языковое явление - все равно, что по всей земле сорняки выполоть

: - Русский мат интернационален. Давно заимствован и другими странами, нашими соседями - корни бранных слов можно почти по всей Европе встретить. А из личного опыта, то, поскольку у меня 10-летний сын, я должна как-то решать вопрос в отношении его лексикона. Говорить "нельзя" в данной ситуации бессмысленно. По его словам, их употребляют все, даже девочки в его классе. Потому здесь возможен, на мой взгляд, только один вариант - разделение сфер: где ты можешь, а где нет пользоваться нецензурной лексикой. Надо четко разграничить социальные ситуации и определить, где эти слова вообще недопустимы. Оставив тем не менее на его совести употребление их в других ситуациях. Думаю, если бы и взрослые люди придерживались этого порядка, проблема бранных слов в языке не стояла бы. Во всяком случае, не была бы столь острой.

Профессор Кожинова убеждена, что в культурной среде мат тоже имеет право на жизнь

: - Я не считаю, что это патологически страшно. Говорить о том, что что-то в языке является страшным, - значит признать, что язык очень сильно определяет нашу жизнь. Язык - это лишь средство коммуникации. Так же, как слово само по себе не отражает сущность обозначаемого предмета, так и язык человека не всегда отражает его нутро, человеческие качества. Сам язык нас обманывает, и мы прекрасно им пользуемся, чтобы обманывать других.

В конце 80-х, с развитием частного полиграфического дела, стали появляться и литературные произведения с ненормативной лексикой. Одни видели в этом некую форму протеста, победу над общественным ханжеством, а иные называли банальным вырождением. Как литературы, так и культуры как таковой. Но так или иначе произведения эти уже стали, по оценкам некоторых литературоведов, самостоятельным пластом литературы.

- Такие слова прекрасно воспринимаются, например, в "гариках" у Губермана. Сложно представить, что в контексте их чем-нибудь бы заменили, - считает Алла Андреевна, - но абсолютно не приемлю использование бранных слов в каком-либо детективе, который сам по себе низкосортный...

В средствах массовой информации ненормативная лексика - эрогенная зона. Иные не гнушаются использовать, широко применяя купюры, другие регулярно дискутируют - быть или не быть. Так, впрочем, и не приходя к единому знаменателю. Очередную канистру масла в этот тлеющий костер давеча подлила российская Госдума, долго и публично рассматривавшая законопроект о государственном языке. К обсуждениям - крыть или не крыть в парламенте матом - были привлечены как лингвисты, так и деятели шоу-бизнеса. В конце концов на бранные слова, к огромному неудовольствию Владимира Вольфовича, все же наложили табу. С литературой не все так просто. Творческие порывы не слишком-то регулируются законами. К примеру, литератор Адам Глобус считает, что употребление ненормативной лексики в произведениях для него - вопрос решенный

: - Мы, продвинутые писатели, для себя давно определили: брань есть, и все тут. Мои литературные герои бывают разные, даже плохие. И изъясняться могут совсем ненормативной лексикой. А в быту? Было бы глупо сказать, что я этим не пользуюсь. Я вообще не верю таким людям, которые говорят, что никогда не выражаются. Ничего страшного в этом нет: эти слова существуют в природе языка. Не стоит применять к языку Уголовный кодекс. Бесспорно, что для малообразованного человека мат заполняет вакуум, который создается из-за недостатка образования.

Молодой драматург Андрей Курейчик признается, что почти никогда не бранится: "Ну только если мне на ногу кирпич упадет - не уверен, что сдержусь. Хотя многие великие писатели для большего эмоционального оттенка использовали даже очень нехорошие слова".

А вот Рыгор Бородулин считает, что понятия "цензурно" и "нецензурно" - относительные

:

- Я склонен считать, что нет нецензурных слов, есть только нецензурные губы и нецензурная душа. Но, безусловно, злоупотреблять не стоит, особенно русскими матюгами, для белорусов это не характерно. Если взять фольклор, то там все называется своими именами. Но с чистой душой, без похабщины. А

когда на каждом шагу мат-перемат, молодежь не может обойтись без бранных слов - это разрушает...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter