Крымская оборонка: потенциал и реальность

В советское время крымский оборонно-промышленный комплекс (ОПК) включал в себя более 30 предприятий, в том числе проектно-конструкторские и научно-исследовательские организации, а также судостроительные и судоремонтные предприятия

В советское время крымский оборонно-промышленный комплекс (ОПК) включал в себя более 30 предприятий, в том числе проектно-конструкторские и научно-исследовательские организации, а также судостроительные и судоремонтные предприятия

В настоящее время Министерство обороны России составило список из 23 крымских предприятий, которые могут быть интересны ведомству в качестве военно-промышленных мощностей – в основном это компании, специализирующиеся на судостроении и радиоэлектронике.

Среди них – предприятие «Электрон-Звезда» (производство датчиков угловых ускорений), компания «Муссон-Марин» (разработка и производство аварийно-спасательного оборудования), завод «Фиолент» (производство автоматизированных систем управления), завод «Маяк» (судовая светотехника), компания «Маяк-сервис» (световое оборудование для судов), ОКБ «Парус» (световая продукция), компания «Фотон» (телевизионная техника), предприятие «Эра» (электромонтажные работы на судах), казенный оптический завод в Феодосии.

Но главные крымские производственные мощности – это, конечно,  Севастопольский морской завод, компания «Севмормаш», Балаклавский судоремонтный завод «Металлист», центральное КБ «Черноморец», предприятие «Стеклопластик», Феодосийский судомеханический завод, судостроительная компания «Море» и Керченский судостроительный завод «Залив».

Но не все так просто: «сдал – принял». После принятия Крыма в состав РФ многие предприятия остались со старыми проблемами. Например, Севастопольский морской завод принадлежит украинскому олигарху и уже президенту Украины Петру Порошенко. В связи с этим ситуация по заводу не ясна – президент не совсем дружественного государства к России владеет предприятием российского ВПК?!

Со стороны наиболее простым вариантом кажется выкуп Россией Севастопольского морского завода. По идее, это устроит всех в России, но пойдет ли на это сам Порошенко? Ведь он теперь первая украинская политическая фигура прозападного толка, а у этих господ создание проблем для России – практически прямая должностная обязанность. Впрочем, помня о немалой ориентированности бизнеса украинского олигарха на российский рынок, возможно, что рычаги давления на него найдутся.

Если говорить о самом заводе, то он, по словам его генерального директора Константина Картошкина, в последнее время был ориентирован на коммерческое производство. «Максимальный объем госзаказа в портфеле нашего предприятия никогда не превышал 8%. В основном мы работали на экспорт, и работали достаточно устойчиво. У предприятия были постоянные партнеры и заказчики, которые на протяжении ряда лет обеспечивали формирование стабильного портфеля заказов. К сожалению, сегодня они «подзаморозили» наши отношения на неопределенный период» – сообщил он на заседании экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по промышленности.

А вот с феодосийской судостроительной компанией «Море» ситуация иная. Это одно из двух судостроительных предприятий Украины, которое не было приватизировано. Но прославленное в прошлом предприятие сейчас дышит на ладан. Еще в 2008 году для спасения компании от банкротства судом на заводе был введен режим санации, который впоследствии не раз продлевался. В последний раз – в ноябре прошлого года.

Тем не менее производственный потенциал у феодосийцев есть. Именно здесь построили для китайского флота малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП) «Бизон». Это украинский вариант российского «Зубра». По условиям контракта, который в 2009 году заключили Украина и КНР, всего должно было быть изготовлено четыре подобных корабля – два в Украине и два в Китае.

Поэтому на «Море» всерьез рассчитывают на российские заказы и вместе с тем обеспокоены судьбой текущего контракта – ведь заключен он был Украиной, а не Россией. И хотя с Китаем у России сейчас дружественные и партнерские отношения, у российского Правительства может быть свой взгляд на передачу технологий производства за рубеж. Могут возникнуть и разного рода юридические коллизии.

Керченский судостроительный завод «Залив» был основан в 1938 году. Основная его специализация – строительство судов для нефтегазового сектора. В отличие от многих других судостроительных предприятий Украины «Залив» вполне благополучен. С 2006 года он входит в ХК «АвтоКрАЗ» украинского олигарха Константина Жеваго и ежегодно производит 5–6 корпусов для танкеров. Но в 2014 году производство остановилось, существующие проекты были заморожены, людям перестали платить зарплату.

Насколько Жеваго сможет сработаться с Россией – вопрос непростой. Впрочем, возможно, этого вообще не потребуется. Миноритарии «Залива» решили обратиться к председателю Совета министров Республики Крым с просьбой о национализации «Залива» по причине неоднократных нарушений закона о приватизации.

Минпромторг РФ распространил заявление, что на крымских верфях может начаться строительство танкеров для вывоза сжиженного природного газа (СПГ) с арктических месторождений. При этом подчеркивается, что керченский судостроительный завод «Залив» уже сейчас способен производить танкеры необходимых параметров (длиной до 300 м, шириной до 50 м).

Кроме гражданских заказов «Залив» может получить и военные. Пресс-служба Зеленодольского завода им. А.М. Горького выступила с заявлением, что предприятие планирует возобновить сотрудничество с крымским судостроительным заводом «Залив» по достройке судов военного назначения. В советское время предприятия были тесно связаны, ведь именно «Залив» был сдаточной базой зеленодольцев.

Крымский ОПК имеет большой потенциал, но потребует немалых усилий для его реализации. Общеизвестны возможные проблемы со снабжением полуострова энергией и водой, но для работы промышленности еще нужны и материалы, и комплектующие. Раньше они поставлялись с Украины, но теперь, скорее всего, эти каналы будут заморожены. Разумеется, ничего особо уникального не поставлялось, но все равно пройдет какое-то время, пока удастся найти всему этому замену. А еще нужно будет решить множество серьезных проблем в области логистики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter