Обсуждаем Декрет «О развитии предпринимательства»

Крылья на вырост

Инициативе — зеленый свет


Декрет № 7 «О развитии предпринимательства» можно назвать без преувеличения революционным документом, который кардинально изменит бизнес–климат в стране. Ликвидация излишних административных барьеров будет способствовать раскрепощению деловой активности и самозанятости населения. Как минимум на ближайшие месяцы этот декрет станет, по сути, настольной книгой для предпринимателей, руководителей предприятий и представителей власти. Стратегическая цель — за три года увеличить долю малого и среднего бизнеса в экономике до 40 процентов. Чего ждут в регионах от нового документа и как он отразится на развитии экономики и деловой активности в стране? Наши корреспонденты узнали, что думают предприниматели по этому поводу.

Артавазд Симонян, директор ООО «Солярис», Могилев:


— Прочитал декрет и увидел в нем положения, о которых раньше даже мечтать не мог. Наше небольшое предприятие занимается переработкой отходов краски. Поэтому мы были обязаны вести мониторинг окружающей среды, разрабатывать проекты нормативов допустимых выбросов и так далее. Документооборот, касающийся этих вопросов, был колоссальным. Мы вели 9 журналов, куда заносили различные экологические данные, плюс к этому отправляли в различные инстанции массу бумаг — примерно столько же, как и гигант химической промышленности ОАО «Могилевхимволокно». Все это отнимало огромное количество времени и сил. Декрет освобождает нас от этого. Значит, теперь можно будет заниматься настоящим делом, не отвлекаясь на то, что мешает бизнесу.

Олег Кирьянов, заместитель председателя Дубровенского райисполкома:


— В сельских районах интерес к предпринимательской теме ничуть не меньше, чем в больших городах. Фермеры ищут землю, чтобы начать свое дело. Есть у людей интерес к развитию придорожного сервиса. У оживленных трасс, таких, например, как Минск — Москва, они готовы открыть мини–кафе, шиномонтаж. Некоторые даже колотые дрова в Прибалтику умудряются продавать. Наши местные компании, приезжие из других регионов Беларуси, из России приобретают неиспользуемые строения, чтобы открыть там производство. У нас же район — приграничный. На мой взгляд, декрет позволит увеличить количество бизнес–структур в районе, привлечет новых инвесторов, а также поспособствует созданию рабочих мест и наполнению местного бюджета.

Сергей Сергиевич, директор ООО «Тайкун», Могилев:


— Самое главное, что я отметил для себя в декрете, — объявленный принцип презумпции добросовестности субъектов хозяйствования. Это очень важный, если не сказать ключевой, момент. Говорю об этом не просто так. Наше предприятие занимается строительством и эксплуатацией ветрогенераторов и солнечных батарей. В своей работе руководствуемся исключительно нормативными документами. Основной — Закон «О возобновляемых источниках энергии». Но приходят проверяющие, для которых некие второстепенные акты важнее закона. Иными словами, задача контролеров — не помочь мне каким–то советом, а найти нарушение и наказать. Такого в принципе быть не должно.

Обратил внимание, что сегодня для строительства новых объектов понадобится меньше согласований, разрешительной документации. То есть объект можно будет построить быстрее. Соответственно, вложенные деньги станут скорее приносить прибыль.

Право на ошибку и на риск

В стране сделан еще один шаг к упрощению условий ведения бизнеса. На сей раз речь идет о либерализации административной ответственности в экономической сфере. Например, государство идет на снижение штрафов аж по 45 административным правонарушениям. И это лишь часть тех новаций в Кодексе об административных правонарушениях, которые приняли депутаты Палаты представителей в первом чтении. Чем вызван столь смелый законодательный шаг? На этот вопрос ответил директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов.

— Либерализация не самоцель, главное — обеспечить соразмерность наказания характеру деяния и степени причинения вреда. С одной стороны, закон должен обеспечить экономическую безопасность государства и порядок в сфере предпринимательства, с другой — меры ответственности не должны приводить к банкротству предприятий и сдерживанию деловой инициативы.

Многие предприниматели и руководители предприятий жалуются, что зачастую санкции за те или иные нарушения (иногда даже за формальные проступки) слишком завышены. Предложения бизнес–сообщества учтены. По всей вероятности, уже со следующего года по многим позициям вместо штрафов контролирующие органы будут ограничиваться предупреждениями.

Практически полностью реформируется институт конфискации. Это один из наиболее наболевших и критикуемых бизнесом вопросов. Очевидно, перемены назрели, и Вадим Ипатов доходчиво объяснил почему:

— Сегодня по закону можно конфисковать любые товары, в отношении которых допущены нарушения: технологическое оборудование, бытовую технику, одежду, продукты питания. Такой подход не оправдан ни с правовой, ни с экономической точки зрения. Не выполняется основная цель административного взыскания — вместо профилактического, корректирующего воздействия мы уничтожаем субъект хозяйствования, теряем налогоплательщика и работодателя.

А ведь в большинстве случаев достаточно вместо конфискации применить к нарушителю соразмерный штраф и дать ему возможность вовлечь имущество в легальный оборот с уплатой соответствующих налогов. Возмести нанесенный ущерб — и работай дальше. Это вовсе не означает безраздельной вольницы. Сразу в 14 правовых нормах конфискация заменяется штрафом. Причем его размеры продуманы таким образом, чтобы совершать правонарушения было экономически невыгодно. В частности, за сокрытие товаров от налогообложения правонарушитель заплатит государству в два раза больше, чем добросовестный предприниматель. Обязательная конфискация сохранится в отношении запрещенных к обороту вещей. В их числе экстремистские материалы, недоброкачественная, опасная для здоровья продукция, фальсифицированный алкоголь.
Депутат Владислав Щепов не сомневается: предлагаемые изменения позитивно повлияют на улучшение инвестиционного климата и развитие деловой активности в стране:

— Новый законопроект рассчитываем принять до конца года. А в течение следующего будем дорабатывать все спорные моменты, касающиеся ведения бизнеса и снижения риска предпринимательской деятельности.

konon@sb.by


Предъявите ваш чек–лист

Хорошие новости из Комитета государственного контроля наверняка обрадуют многих. Во всяком случае, предпринимателей, которые буквально накануне могли прочесть в нашей газете долгожданный Декрет «О развитии предпринимательства». Они ждали, помимо прочего, уменьшения количества проверок, часто немотивированных, назойливых, мешающих нормально работать. Дождались! Их число резко сократится, сфера и полномочия проверяющих тоже сузятся. Это ясно заявлено на состоявшемся вчера в КГК совещании, на которое были приглашены представители полусотни органов и организаций, наделенных правом контролировать, проверять, надзирать. На слуху и на виду пожарные, налоговые, ветеринарные и прочие службы государственного уровня, а есть еще и ведомственные, местные... Всем предстоит серьезно скорректировать методы и стиль своей работы, к чему прямо обязывает Указ Президента от 16 октября «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».

Вот лишь некоторые принципиальные новации. Указ предусматривает отказ от проведения плановых проверок. В 2018 году в стране будут проводиться только внеплановые, основания и порядок назначения которых значительно ужесточены. Возможные причины: информация о совершенном нарушении законодательства, возникновение угрозы безопасности государства, жизни и здоровью граждан, использование субъектом бюджетных средств или государственного имущества.

С 2019 года все полномочные органы будут проводить выборочные проверки (предварив их информацией в открытом доступе, на сайте), основанные на подтвержденной степени риска. Другие важные новшества: вводятся (это вам, предприниматели!) запрет на приостановление деятельности хозяйствующего субъекта контролирующим органом и, с другой стороны,  административная ответственность проверяющих уже за допущенные ими нарушения.

С 1 января примерно треть всех подразделений контролирующих и надзорных органов утрачивают свои полномочия и должны завершить свои проверки, если их проводят, в этом году. Приоритетом станут мероприятия профилактического, технического и технологического характера, перечень которых должен быть разработан и утвержден Правительством также до конца года.

Наконец, со следующего года все надзорные органы, за исключением прокуратуры, в ходе проверок обязаны использовать так называемые чек–листы. Это список контрольных вопросов, которые будут задаваться субъекту, за рамки которых выйти будет нельзя. Формы чек–листов каждый государственный орган должен разработать и заблаговременно разместить на своем официальном сайте.

Не развратят ли эти новации некоторых представителей бизнеса, не почувствуют ли они себя безнаказанными? Этот вопрос я задал первому заместителю Председателя КГК Ивану Романовичу, напомнив про августовскую коллегию комитета, которая вскрыла серьезные нарушения в сфере школьного питания. Не станут ли детей обманывать еще больше?

Иван Петрович ответил, что проведенные через месяц проверки показали: положение мало изменилось. Припомнил и сферу торговли, где покупателей нередко обвешивают и обсчитывают. Заверил, что в этих и других сферах, где нарушение норм прямо угрожает нашему здоровью и безопасности, контроль будет только усилен.

ponomarev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter