Об очередной премьере "Беларусьфильма" - "Сладкое прощание Веры" режиссера Александры Бутор

Кружева в решете

Вишенкой на торте в праздновании 90–летия белорусского кино, которое лично я отметил с открытым сердцем, выступил новый фильм режиссера Александры Бутор «Сладкое прощание Веры». Если в предыдущей душеспасительной ленте «Белые росы. Возвращение» Бутор пробовала себя на территории «народного кино», то в новой работе, «сжав руки под темной вуалью», Александра осознанно пришла в лоно жесточайшего арт–хауса. И начинает наша Саша довольно лихо: камера панорамирует над возбужденными телами, барахтающимися в простынях в порыве нахлынувшей страсти. Тем самым режиссер как бы намекает, что мой беспомощный ханжеский суд над ее режиссерской фантазией не властен.

Постепенно в полутьме возбуждающего пролога зритель различает спину артиста Будрайтиса. Мужская половина зрителей может только прищелкнуть языком от зависти. В следующих же утренних сценах — словно бы в насмешку над неуместной удалью героини — родимая авиакомпания отправляет ее, вчерашнюю стюардессу, на пенсию. Дальше лапидарная разборка с любовником (хочешь — иди, хочешь — оставайся) — все с тем же Будрайтисом, который в аэропорту служит боссом, но вскорости его тоже почему–то увольняют. (Зависть богов — не иначе.) И разрыв. Герой не в силах ради любовницы бросить молчаливую жену, внимательно изучающую соусы на обеденном столе, а вот служебный автомобиль он с радостью меняет на такси, где крутит баранку разговорчивая купаловка Елена Сидорова, готовая каждого пассажира посвятить в хитросплетения своего генеалогического древа до седьмого колена. Таксистка сообщает всем без исключения пассажирам, что ни разу в Америке не была, хотя у нее там родился второй внук, и еще она не понимает, как это можно на самолетах летать, когда вот «колеса от земли отрываются...» То ли дело такси.

Оставшись в одиночестве, героиня Вера ножом кромсает подушку (прежде я думал, что на это способны только пьяные матросы). Да, так вот, перья красиво опадают на свечи, словно в киноэкзерсисах Ренаты Литвиновой. Потом Вера, естественно, выходит на проезжую часть, ведь тротуара для ее экзистенциальной беды мало. Бредет в прострации на мост, перекинутый через речушку, долго вглядывается во вспененную водную бездну, пока бездна не начинает вглядываться в нее. Дальше вызывает похоронного агента, которого играет Павел Харланчук, зачем–то перекрашенный в провинциального блондина. Вера, видимо, твердо решила наложить на себя руки, а вот помирать, как собака, у забора не желает.

Блондин подходит к делу с воодушевлением. И вот они уже едут выбирать участок на кладбище на берегу реки в сосновом бору. Показывая на могилы, агент уточняет, не желает ли его клиентка быть погребенной между мэром и знаменитым артистом? Однако, проникшись пейзажем и надышавшись соснами, героиня вместо суицида решает пойти в кабак поплясать. Там она встречает потрепанного друга юности в исполнении Сергея Журавля, который, будучи навеселе, мечтательно сообщает ей: «А я ведь жениться на тебе хотел, Вера». А на вопрос, чего ж не женился, отвечает, что это за жена была бы — стюардесса, все время в небе. Но Вера тоже огорчается не сильно и возвращается на танцпол... В общем, обойдемся без спойлеров, как нынче принято говорить, ограничимся лишь прозрачным намеком, что встреча с молодым похоронным агентом пробуждает в пенсионерке вкус к жизни.

Ее играет Неле Савиченко–Климене, советская и литовская актриса, любимая многими по роли Гретхен в популярной киноэкранизации «Богач, бедняк...». Тем самым Бутор возвращает некогда популярный советский тренд — приглашать прибалтийских актрис на главные роли. Можно вспомнить Нийоле Ожалите из белорусской мелодрамы «Хотите — верьте, хотите — нет». Или недавнюю Вильму Кутавичюте из «Восьмерки» Алексея Учителя. Режиссеры, видимо, полагают, что прибалтийские актрисы могут напустить туману в любой фильм, а также привнести флер в рыхлый и невразумительный сценарий, в котором ни мотивов героев, ни их характеров решительно не понять.

Рассматривать кружева, сплетенные на экране режиссерской фантазией Александры Бутор, легко и приятно, если не отдаваться происходящему целиком. В любом же другом случае хочется, чтобы эта канитель побыстрее закончилась.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия №244 (24625). Вторник, 23 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter