Крутые водовороты

Размышление на берегу

Размышление на берегу


В конце 90–х годов появилась новая тогда тенденция — водоемы стали брать в аренду. Предприимчивые люди обещали облагородить запущенные озера: очистить от камыша, запустить рыбу, подсыпать песком берега, поставить солнцезащитные «грибки». Сельчане были не против. Однако вместо «грибков» у озер, как правило, появлялись сторожа с собаками. Деревенские пацаны, закинув на плечо удочку и вытирая рукой слезу, разворачивались и уходили, понурив головы. Частная собственность! Неудивительно, что поведение новых хозяев вызывало у местных жителей сначала тихое роптание, а затем в разные инстанции полетели письма.


...Разбитая, вся в колдобинах улица Мира в деревне Вартыцк Ивановского района должна называться по–другому. Может быть — Непримиримой. Она ведет к прудам, из–за которых пенсионер Василий Николаевич Пернач давно лишился покоя.


«Мы хотим, чтобы водоемы были не во владении Федюковичей или какого–либо другого коммерсанта, а в пользовании СПК «Приясельдный», — заключает Василий Николаевич в письме в редакцию, которое подписано 71 человеком.


Федюковичи — это семья из Иваново. Точнее — крестьянское хозяйство «Финюрид», которому в аренду сроком на 25 лет переданы водохранилища Гневчицы, Вартыцк (по названию одноименных деревень) и пруды возле деревни Вартыцк — почти 68 гектаров водной глади. Федюковичи занимаются рыбоводством: в прошлом году «закрыли» доведенный району план по рыбе, вырастив почти 20 тонн карпов и щук. Их конкурент — сельскохозяйственный производственный кооператив «Ополь–Агро» даже близко не подошел к такой цифре. Других рыбоводов в районе нет.


С Василием Николаевичем Перначем садимся в автомобиль и едем к прудам, с потерей которых пенсионер не может смириться. Хотя ни самого его, ни сыновей заядлыми рыбаками никак не назовешь.


— Когда Федюкович собирал подписи с просьбой об аренде прудов, он обещал один пруд выделить людям для рыбалки и отдыха. Об аренде водохранилища речь тогда не шла. Он нас обманул, — сетует старик.


— Позволить бесплатно ловить рыбу мы не можем. Это равносильно, что разрешить охотнику стрелять на колхозной ферме. А для платной рыбалки нужна лицензия. Что касается купания в зарыбленных водоемах, то это небезопасно для здоровья, — у Надежды Федюкович, главы фермерского хозяйства, готов ответ.


С Василием Перначем Надежда Федюкович не общалась, но знает, что все жалобы пишет он. На встречу со мной Надежда Михайловна пришла с фотоальбомом и документами.


— Нас без конца проверяют по этим жалобам, — тяжело вздыхая, начала разговор фермер.


Одна из недавних проверок — прокурорская. В ходе ее выяснилось, что в 2002 году собрание членов колхоза «За мир» (сейчас — СПК «Приясельдный») вопрос о передаче водоемов индивидуальному предпринимателю Надежде Федюкович не рассматривало. Бывший председатель колхоза решение принимал сам. И в 2008 году при передаче водоемов КФХ «Финюрид» (Надежда Федюкович зарегистрировала фермерское хозяйство) в аренду для рыбоводства мнением жителей тоже никто не интересовался. В связи с этим прокуратура Ивановского района потребовала приостановить решение райсовета, а райисполкому рекомендовала обратиться в хозяйственный суд о расторжении договора аренды. Однако прокуратура Брестской области протест районного прокурора отменила, обязав лишь устранить нарушения природоохранного и земельного законодательства. В середине апреля Ивановский районный Совет депутатов на сессии поставил в споре жирную точку: водоемы сданы в аренду законно. Значит, вопрос закрыт? А как же мнение людей, которые живут поблизости?


— Создали комиссию, обследуем водоем и пруды возле деревни Вартыцк. Если заключение комиссии будет положительным, фермерскому хозяйству надлежит создать условия для платного любительского рыболовства и купания, — объяснила мне председатель Ивановского районного Совета депутатов Светлана Моисейчик.


Не уверена, что такая развязка устроит Василия Пернача. Он помнит, как люди за «трудодни» копали эти пруды, а теперь их дети и внуки должны будут ловить рыбку за наличные? Василий Николаевич считает, что пруды должны перейти СПК «Приясельдный». Но нужны ли они хозяйству? Будет ли оно заниматься рыбоводством? Или пруды и озеро зарастут камышом? Председатель СПК встретиться со мной не захотел, из чего я сделала вывод, что у него, кроме водоемов, других забот — пруд пруди.


Светлана Моисейчик считает, что забирать водоемы у Федюковичей — не по–государственному:


— Мы не самоустранились, а детально разбирались в ситуации. На недавнюю сессию пригласили милицию, прокуратуру, охрану природы. Обсудив все аспекты, пришли к выводу, что лишить фермерское хозяйство водоемов — необдуманный шаг. В районе около 40 озер и водохранилищ, многие из которых обмелели и зарастают. Как, например, любимое водохранилище ивановцев у деревни Рудск или водоем Ляховичский... Никто не хочет вкладывать деньги в рыбоводство. Непростое это дело... А перед нами стоит задача зарыблять водоемы. Кто желает?


А еще сессия райсовета приняла решение прекратить проверки по жалобам, в которых не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства. Но сомневаюсь, что Василий Пернач перестанет писать письма. Он по–прежнему не понимает, почему фермеру отдали все «на халяву».


— Пусть купит землю по кадастровой цене, выкопает озеро, наполнит его водой, вырастит рыбу и получит прибыль. Мы против не будем, — заключает неравнодушный пенсионер.


Может, Федюковичам стоит заасфальтировать улицу Мира в Вартыцке или поставить в деревне новые заборы? Может, нужно подарить школе новые компьютеры? В некоторых государствах за «особые условия» нужно платить, чтобы польза была не одной семье, а многим сельчанам. Чтобы местные жители поправили свое экономическое положение и не завидовали предприимчивым землякам. Ведь фермер получила не лишь бы какие водоемы. Из всех имеющихся в районе прудов и водохранилищ «в живых» остались только две водные системы — Гневчицы и Вартыцк. Именно они в аренде на четверть века у фермерского хозяйства. Кроме того, в 1999 году на благоустройство подземных источников и прудового хозяйства в деревне Вартыцк колхоза «За мир» было выделено 685 миллионов рублей из фонда охраны природных ресурсов. Фермеру достались самые лучшие водоемы района. Чем не особые условия!


Поскольку противоборствующие стороны не пришли к миру сами, местной власти надлежит искать выход из затянувшегося конфликта между жителями деревни и семьей фермера. Надеюсь, в ближайшее время мы узнаем, как разрешилась эта спорная ситуация.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter