Заработать на керамике, или Как предприниматель из Кореличского района дал вторую жизнь обанкротившимся заводам

Крутой замес

Не боги горшки обжигают, решил бывший управленец Иван Ковалев и основательно взялся за керамику


Он был главным экономистом строительного управления крупнейшей газовой компании страны. Еженедельные командировки, долгие совещания, контроль за строительством крупных объектов… День пролетал за днем. В какой-то момент Иван КОВАЛЕВ остановил этот круговорот — ушел с перспективной работы, переехал в деревню в Кореличский район, откуда в свое время стартовала его карьера, и начал искать дело для души. Таковым стала керамика. Теперь предприниматель признает: заниматься ей интереснее, чем работать экономистом. Но не отрицает, что и в этом деле подводных камней немало.

О том, как глину превратить в деньги, — в очередном материале цикла «СГ».

Четыре километра от Мира — и я в Трощицах. Сразу на въезде в деревню — парк и аккуратное здание с колоннами. Некогда здесь была школа, а сегодня базируется керамическое производство. На пороге встречает Иван Иванович:

— Под инвестпроект здание школы райисполком передал на безвозмездной основе. Правда, парк был заросший, стены в здании оббиты, все развалено — ни коммуникаций, ни отопления, ни полов. А теперь посмотрите, какая красота!

Все ухожено, досмотрено. Здание и вовсе производственным не назовешь. Усадьба — не иначе. Восстанавливать строение во время практики помогали выпускники Мирского художественного профессионально-технического колледжа. Немало их позже работало на производстве.

Заняться керамикой Иван Ковалев, далекий когда-то от творчества, решил в 2008 году:

— Рассматривал разные варианты, но остановился на керамике. Изучил технологические моменты, стал думать, как приобрести оборудование. Новое стоило дорого, тогда пошел другим путем — приобрел почти все необходимое на фарфоровом заводе, который обанкротился. Продали оборудование в рассрочку, за три года смог рассчитаться. Чуть позже на другом обанкротившемся предприятии приобрел мощные печи для обжига изделий.

Изначально керамическое предприятие было открыто в горпоселке Мир. В команде 15 человек — в основном местных, мирских, ребят. А после участия в конкурсе инвестиционных проектов среди субъектов малого предпринимательства из средств областного бюджета удалось получить льготный кредит на развитие бизнеса в сельской местности. Вышла немалая сумма — около 30 тысяч долларов. Дело закрутилось. И если первоначально основные объемы продукции продавались непосредственно у стен Мирского замка, то уже через несколько лет товар расходился по всей стране.

Из-за необходимости расширения площадей предприятие перекочевало в Трощицы, где работает и ныне. Теперь в ассортименте около 300 наименований. От небольших сувениров — колокольчиков, лаптей, подставок под ручки, картинок — до метровых ваз, увесистых горшков, авторской посуды. Иван Иванович признается, что популярность изделий из глины значительно превзошла его ожидания:

— На окупаемость вышли быстро, товар пользовался спросом — заказов было много, команда увеличилась до 60 человек. Но кризис коснулся и нас — затраты на расходные материалы выросли, а покупатели керамикой интересоваться стали меньше, потому объемы упали. Сегодня на производстве заняты двадцать человек. Самый ходовой товар — горшки и глиняная посуда, сувениры все менее популярны. Но к такому повороту нужно быть готовым — в первую очередь это бизнес. Ожидать можно чего угодно.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ предупреждает, что это только на первый взгляд керамика — дело простое. Если рассматривать с экономической точки зрения, то это трудоемкое, энергоемкое и материалоемкое производство:

— Возьмем те же энергоресурсы — для производственников они дорогие. В месяц выходит около 5 тысяч рублей. Плюс затраты на сырье — глина стоит относительно недорого, а вот тонна фритты (измельченное или дробленое стекло. — Прим. авт.), которая используется для глазури, — 3 тысячи рублей. В нее нужно добавлять пигменты. За килограмм синего, например, — 200 долларов. Купил 25 килограммов — сразу минус 5 тысяч долларов. Плюс к этому зарплата, налоги, взносы. А оборот — 15 тысяч рублей в месяц. Со всеми рассчитался — денег не осталось. Был период, когда работали в убыток, но сейчас ситуация немного выровнялась. Впрочем, в нынешних реалиях тем, кто увлекается керамикой, лучше стать ремесленником. Заплатил сбор — и спокойно работай.


Иван Иванович о керамическом деле может рассказывать долго — проникся им серьезно. Все производственные моменты — от подготовки глины до обжига — ему хорошо знакомы. Каждое изделие проходит немало этапов — лепку, шлифование, глазуровку, роспись… На заводе по-прежнему все лепится вручную: вот в одном помещении при помощи трафарета мастер делает глиняное панно, в другом — крутятся гончарные круги, на которых в мгновение ока вырастают горшки. Роспись — тоже ручная. Каждое изделие получается оригинальным. Настоящее искусство.

Конкуренция на рынке керамических изделий высокая. Крупные предприятия работают в Радошковичах, Ивенце, Бобруйске, Борисове, Волковыске. К тому же немало в магазинах сувениров китайского производства. Но у мирских изделий есть важное преимущество — они покрыты глазурью, а не краской. Иван Иванович поясняет, в чем отличие:

— Многие производители давно перешли на краску. Причина проста — экономия средств. Мне тоже, особенно когда был разгар кризиса, предлагали таким образом удешевить производство. Но это же обман покупателя! Уже через год изделие, покрытое краской, будет непригодно к использованию, потеряет товарный вид. А глазурь — она вечная. И через сто лет с ней ничего не случится. Еще один интересный момент — изделия, покрытые краской, почему-то не стоят дешевле. Сравнил цены — наш горшок в магазине продают за 18 рублей, а покрытый краской там же — за 30. Почти в два раза дороже. Так что не всегда высокая цена — гарант качества.

О планах на будущее предприниматель говорит сдержанно: кризисные явления еще дают о себе знать. Но для себя Иван Иванович решил однозначно — во что бы то ни стало сохранить оригинальную технологию создания керамических изделий, которой многие в погоне за прибылью начинают пренебрегать.

ДОСЬЕ

Название: «Керамдекор»

Форма регистрации: частное производственное торговое унитарное предприятие

Сфера деятельности: производство керамических изделий

Количество наемных работников: 20

Целевая аудитория: жители и гости Беларуси

Начальный капитал: льготный кредит, собственные накопления

Бонусы: возможность получить льготный кредит, под развитие инвестпроекта в сельской местности на безвозмездной основе передано здание бывшей школы

borisovez@sb.by

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter