Крутите педали

О велотуризме

Минувший выходной день я наконец–то провел на тропе здоровья. Есть в Гродно на окраине города такое замечательное место, где не слышно шума автомобилей, куда не доходит дым выхлопных и заводских труб, зато кругом — сосновый лес с дубовыми островками, рядом протекает Неман. Неудивительно, что в любое время года здесь, в лесомассиве Пышки, много людей. Так было и теперь. Тропу я преодолел за полтора часа и все это время дышал полной грудью. Очень хотелось еще прокатиться на велосипеде. Но где его взять, когда своего нет?


У кого из прохожих ни спрашивал, есть ли рядом пункт проката, все удивленно пожимали плечами. Зато парочка велосипедистов, проезжавшая рядом, поведала, что велики сдавали на часы и сутки частники, но что–то их не видно. Мне дали телефон предприимчивых ребят. Оказалось, что они с октября уже не оказывают такой услуги и взяли перерыв до весны. Жаль, ведь еще погода позволяет приятные прогулки, которые в Год здоровья хотелось бы продлить. Кстати, стоимость катания на горном велосипеде (3.000 рублей за 1 час) меня устраивала.


А где же государственные пункты проката? На следующий день я обратился во все 5 городских точек. В трех из них такая услуга, как прокат велосипедов, вообще отсутствует. В одном месте мне сообщили, что единственный «двухколесный друг» сейчас занят. И только в пункте проката на улице Врублевского готовы были выдать несколько складных «Аистов» (оплата — 1.950 рублей в сутки). И это на весь город, где проживают почти 330 тысяч человек!


Вы можете возразить, дескать, а не проще ли велик купить в магазине? Но не у каждого есть возможность его хранить. Да и тащить «колеса» по всему городу на единственную велодорожку не всегда удобно и безопасно, а на поездку по улицам могут отважиться только бесшабашные люди.


...Недавно мне на глаза попались заметки известного гродненского историка профессора Валерия Черепицы. Он утверждает, что уже в 1899 году в городе были изданы первые правила по управлению велосипедом, которыми разрешалось ездить только людям старше 17 лет при условии сдачи водительского экзамена. Любопытно, что в начале прошлого века в Гродно работали три пункта проката велосипедов, желающие могли кататься на специальном велотреке. Традиции богатые! Неспроста о них вспомнил. Сейчас к нам постепенно возвращается мода на велопрогулки. Не раз читал на веб–сайтах объявления, что организуются велоэкскурсии по историческим местам, на природу. Молодежь, да и не только в восторге от таких поездок на «быстрых ногах». И, заметьте, никто никого не заставляет крутить педали, каждый это занятие с пользой для здоровья выбирает сам.


Но созданы ли у нас нормальные условия для массового катания на велосипедах? В Гродно, к примеру, нет ни одной оборудованной дорожки. Тропа здоровья в Пышках не в счет, ведь она еще и пешеходная. И разделительной линии там нет, потому не ясно, кому и где двигаться. А потребность в современной велотрассе назрела давно. В Минске уже готовится проект специальной дорожки, которая продлится почти на три десятка километров, от Чижовки до Веснянки, и не будет пересекаться с автодорогами. В Гродно тоже задумались над решением этой проблемы. Заместитель начальника управления по физической культуре, спорту и туризму Гродненского облисполкома Михаил Кажуро называет конкретный адрес предполагаемого маршрута:


— Есть идея построить велодорожку от Гродно до Августовского канала. Желающих проводить на ней время с пользой для здоровья, уверен, было бы немало. Такая трасса привлекла бы и иностранных туристов, давно пользующихся велосипедом на экскурсиях.


Не остался бы только этот проект на бумаге, как предыдущий. Ведь еще год назад на встрече делегаций Беларуси и Литвы обсуждался вопрос о строительстве велодорожки от Гродно до границы. От Друскининкая она уже готова и вплотную подходит к пункту пропуска. Но пока ничего не сделано.


Не могу обойти стороной еще одну очень важную особенность развития велотуризма — безопасность людей. Только за 9 месяцев этого года в Беларуси совершено 467 наездов на велосипедистов, 51 человек погиб. Одна из причин таких ЧП — отсутствие на загородных трассах специальных дорожек, их встретишь у нас лишь изредка. В Польше такая проблема тоже существует, и решают ее одновременно с ремонтом дорог. Недавно, будучи за границей, видел, как еще за полсотни километров до Варшавы по обеим сторонам вдоль расширенной магистрали вытянулись новые асфальтовые дорожки. Почему бы и нам так не делать?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter