Велосипедисты с думой о будущем

Крути педали в далекие дали

Вчера отмечали Всемирный день велосипеда. Наши гонщики не остались в стороне — приняли участие в небольшом велопробеге. Планируется, что уже совсем скоро соревнования возобновятся (пусть пока и на национальном уровне и в неконтактных гонках), но суть праздничного заезда в другом. Велосипедное движение в Беларуси за последние годы выросло в разы. В стране для этого созданы все условия, и то, что еще недавно выглядело как развлечение для избранных, сегодня превращается в модное течение. Говорили об этом и участники пробега.

Минские велодорожки протяженностью в десятки километров не пустуют и в будни, и в выходные.

Трек для профессионалов

Стартовал заезд от Белорусского государственного университета. Рядом «Минск-Арена» с велотреком, ставшим с момента своего появления центром велосипедной жизни не столько столицы, но всей Беларуси. Директор РЦОП по велоспорту Дмитрий Толкачев объясняет: за последние годы условия для подготовки спортсменов с стране улучшились кардинальным образом.

— Для профессионалов созданы отличные условия. Главное достижение — велодром «Минск-Арены». До этого у нас появлялись единичные звездочки, которые показывали высокие результаты на международных соревнованиях, но это не было результатом системной подготовки. Сейчас на велодроме уже выросла целая плеяда сильных гонщиков — строительство этого комплекса дало толчок развитию в первую очередь трекового велоспорта.

В Европе и мире комплексов подобного уровня немного. Доказательство тому, продолжает Дмитрий Толкачев, доверие со стороны Международного союза велосипедистов, которое выражается и в том, что Минск уже не раз принимал крупнейшие соревнования на велотреке. У нас проходили чемпионаты Европы и мира, Европейские игры, этапы Кубка мира, на которых спортсмены устанавливали мировые рекорды, что лишь подтверждает высокое качество минского трека.

— В регионах пока подобных объектов нет. Но в небольших городах и не нужны велотреки, подобные минскому, — крытые, имеющие развитую инфраструктуру. Например, в Бресте сейчас прорабатывают вариант строительства открытого велодрома. Его возведение будет не таким затратным, но поспособствует развитию спортсменов начального уровня.

Дорожками любителей

Впрочем, вчерашний праздник — это не только о профессиональном спорте. Чуть потеплеет — на улицах появляются тысячи велосипедистов. Если еще лет десять назад ездили они в основном для удовольствия, то сейчас со всей серьезностью: и на работу, и на учебу, и в магазин. БГУФК старается не отставать. Ректор университета Сергей Репкин подает пример и рассказывает: не считаться с велосипедным движением в нашей стране уже просто невозможно.

В последние годы условия для профессиональных велогонщиков кардинально улучшились, и спортсмены национальной команды сегодня используют самый современный инвентарь.

— У меня у самого велосипед. Складной. Очень нравится. Беру его с собой даже в лес. Часто езжу с семьей. Вижу, что в городе появились люди на велосипедах самого различного уровня. Появились детские беговелы, которые позволяют осваивать два колеса чуть ли не с трех лет. Культура здорового образа жизни, занятий спортом, которую в свое время начали активно развивать в Беларуси, начинает постепенно приносить плоды. Сужу даже по парковке возле нашего университета. Есть и спортивные велосипеды. И электрические, и дорожные… Многие студенты и преподаватели приезжают на занятия на велосипедах. У нас даже есть система поощрений для тех, кто выбирает этот вид транспорта. В нынешнем сезоне количество парковок мы увеличили вдвое, но уже сейчас начинаем подумывать о строительстве полноценного велопаркинга. Судя по всему, пустовать он не будет.

Соглашается с Репкиным и Владимир Каминский. Чемпион Олимпийских игр в Монреале показывает медаль, рассказывает о том, в каких непростых условиях пролегал его путь к этой вершине. Радуется за нынешнюю молодежь. В свои 70 лет чемпион все еще в седле и замечает: к происходящим процессам важно относиться правильно.

— Велосипед сегодня становится одним из самых популярных видов транспорта во всем мире. Очень радует, что Беларусь не стала исключением, но важно разделять два момента: спорт и массовое велосипедное движение. В них идут различные процессы, но они взаимосвязаны. И нужно сделать так, чтобы звенья цепи не выпадали. В нашей стране очень много людей начало кататься на велосипедах. Даже если просто оглядеться по сторонам на улице, можно заметить возросшую активность. Постепенно появляются велодорожки, условия для использования этого транспорта. Все больше детей ездит на велосипедах, в том числе и в школу. Эта масса имеет огромный потенциал и для развития спорта. Тем более что в Беларуси теперь есть современный велотрек, проводятся соревнования. Проблема же в том, что на промежуточном этапе, в детских школах, с материально-технической базой по-прежнему проблемы. У тренеров не хватает машин, чтобы сопровождать детей на тренировках, не хватает велосипедов, помещений. И это становится «бутылочным горлышком», которое отсеивает немало очень перспективных ребят и девчат. Резервы огромные, но их важно эффективно использовать.

Дмитрий Толкачев про озвученные Каминским проблемы знает. Но при этом замечает: по сравнению даже с той ситуацией, что была в стране лет пять назад, перемены очевидны.

— Сейчас в Беларуси работают 22 детско-юношеские спортивные школы, в которых велоспортом занимается около двух тысяч человек. Да, не самая впечатляющая массовость, но за ней в велоспорте пока и не гонятся: оборудование дорогостоящее. Тем не менее воспитанники школ обеспечены всем необходимым, а национальная команда использует самый современный инвентарь — ставку делают на качество. Правда, постепенно улучшается положение дел и в детских школах. Даже в тех, что расположены в регионах и, к слову, подарили стране немало ярких гонщиков. Учитывая растущую популярность велосипедов, эта цифра в ближайшие годы будет лишь расти.

В последние годы условия для профессиональных велогонщиков кардинально улучшились, и спортсмены национальной команды сегодня используют самый современный инвентарь.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter