Крути педали, пока не оштрафовали?

Около сотни велосипедистов выехали в центр Гродно, чтобы проверить, насколько реально сегодня перемещаться на двух колесах по тротуарам, не мешая прохожим. Спор между госавтоинспекцией и велосипедистами, похоже, далек от разрешения.

Около сотни велосипедистов выехали в центр Гродно, чтобы проверить, насколько реально сегодня перемещаться на двух колесах по тротуарам, не мешая прохожим. Спор между госавтоинспекцией и велосипедистами, похоже, далек от разрешения.

Качу, куда хочу?

Не каждый из нас готов крутить педали велосипеда при встречном потоке машин, чувствуя, что и в спину дышат “железные кони”. Но вот по благоустроенной велосипедной дорожке многие бы прокатились с ветерком, будь только этих самых дорожек предостаточно.
К сожалению, ситуация на наших дорогах сегодня такова, что велосипедисты, самая незащищенная категория участников дорожного движения, становятся и виновниками ДТП, и их жертвами.
Безрадостная статистика говорит сама за себя: только в Гродненской области в этом году с участием велосипедистов совершено 43 ДТП, в которых 13 человек погибли, а 32, среди них 5 детей, получили тяжелые травмы. Имея такие факты, ГАИ просто обязана была принять меры. В этом году в области сотрудники дорожно-патрульной службы выявили около полторы тысячи нарушений, допущенных велосипедистами. Следует заметить, что пик штрафов пришелся на летние месяцы. В Правилах дорожного движения сказано однозначно: “Движение на велосипедах и мопедах должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствий для безопасности движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее одного метра от ее правого края”.
Как вы, уважаемые читатели, полагаете: здесь “преимущество” у инспектора ГАИ или велосипедиста? Эта спорная ситуация, по сути, и стала камнем преткновения. В ГАИ УВД Гродненского облисполкома посыпались заявления от оштрафованных (каждый из них выложил по семнадцать с половиной тысяч рублей). Обладатели двухколесных машин заняли принципиальную позицию: мол, объясните, в каком случае движение по тротуару считается возможным и в каком невозможным?
Как пояснила корреспонденту “НГ” инспектор ГАИ УВД Гродненского облисполкома Татьяна Ескевич, “невозможность движения” должна быть очевидной: к примеру, ведутся ремонтные работы тротуара или там наблюдается скопление пешеходов, в противном случае те, кто выедет на проезжую часть, будут привлечены к ответственности за нарушение ПДД. Судя по всему, госавтоинспекция и впредь намерена строго держаться этой линии.
В свою очередь велосипедисты, считающие, что их просто вытесняют с дороги, советуют инспекторам ГАИ эксперимента ради попробовать бес-препятственно проехать на “велике” по нашим тротуарам.

Альтернатива “железному коню”

— Людей, которые сегодня хотели бы отказаться от машин и пересесть на велосипеды, достаточно много, и я рад, что являюсь одним из них, — говорит студент Алексей. Участники распространенного во всем мире движения “Критическая масса”, которое он поддерживает, целенаправленно выступают против засилия машин, отравляющих ядовитыми выхлопами окружающую среду. Любопытно, что первый заезд, объединивший велосипедистов, был совершен в 1992 году в Сан-Франциско. За это время движение распространилось по всему миру и охватило около 300 городов. Велосипеду как средству передвижения по городу во многих странах мира отдают предпочтение перед автомобилем: и экология от этого выигрывает, и пробок на дорогах меньше, и проблемы со стоянками нет. Следовательно, велосипедная дорожка в таких городах — явление привычное.
Гродно, конечно, с Сан-Франциско не сравнишь. Однако статистика гласит, что по количеству личного автотранспорта на каждого жителя он превзошел даже столицу. Хотя и велосипеды здесь нынче в моде. О неоспоримости этого факта можно судить даже по количеству граждан, оштрафованных ГАИ.

В споре рождается истина

Гродно, безусловно, не единственный город Беларуси, столкнувшийся с подобной проблемой. Очевидно, что ее нельзя пустить на самотек, поскольку речь идет о безопасности человеческой жизни. Примерно 100 подписей поставили под письмом в ГАИ УВД Гродненского облисполкома участники “Критической массы”, отстаивающие свою позицию. Акция протеста обладателей двухколесных машин в этом областном центре не прошла незамеченной. В Гродно и окрестностях были обследованы места “массового передвижения велосипедистов”. По итогам проверок в органы власти внесен ряд предложений по обустройству велосипедных дорожек. К примеру, знаки “Велосипедная дорожка” появятся в ближайших населенных пунктах: Озерах, Поречье, в окрестностях Скиделя. Ожидается, что в областном центре первая велодорожка будет построена вместе с объездной дорогой в районе больницы скорой медицинской помощи. Власти приняли решение и дальше развивать сеть дорог с учетом движения по ним велосипедистов. Коснется ли это нововведение центра Гродно? Ответа на этот вопрос пока нет. Что ж, остается ждать перемен, чтобы иметь возможность крутить педали по городу, не наезжая на пятки прохожим и не рискуя жизнью.

P.S. Пока материал готовился к печати, в центре Гродно вновь произошло страшное ДТП. Случилось это в минувшую субботу, ближе к полудню. На перекрестке улиц Карла Маркса и Социалистической 33-летний мужчина на велосипеде выскочил на красный сигнал светофора и угодил прямо под колеса “Фольксвагена”. В тяжелом состоянии он был доставлен в больницу.

От редакции.

Велопроблема с каждым годом становится все острее. И действия гродненских сотрудников ГАИ — это не реакция на растущий вал аварий. Конечно, справиться с дорожной бедой с помощью только штрафов вряд ли удастся. И это прекрасно понимают местные власти. Именно поэтому и разработаны, в частности, на Гродненщине планы по увеличению количества велодорожек. Когда их будет достаточно, тогда и вопрос о том, где ездить велосипедисту, снимется сам собой.
Велосипеды сегодня популярны во всем мире. Они составляют все большую конкуренцию автомобилям и на городских улицах, и на загородных трассах. И важно, чтобы эта конкуренция не приводила к трагическим столкновениям и происшествиям. Но для этого еще много надо сделать. И не только на Гродненщине, но и в целом по стране. “Народная газета” берет на контроль эту проблему. И будет и впредь рассказывать о том, что делается для ее решения.

НГ” спросила

Что нужно сделать, чтобы езда на велосипедах стала безопасной?

Валентина МОЖЕЙКО, главный специалист Брестской райинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды:
— В Бресте, например, только в одном месте в парке есть велосипедная дорожка. А как быть на других улицах? Ехать же по тротуару небезопасно. Он возле каждого перекрестка заканчивается бордюром, нужно останавливаться, слезать с велосипеда, проходить с ним по переходу и ехать дальше. Приятного мало. А при резком съезде с тротуара можно выписать восьмерку и элементарно упасть! Самое безопасное решение — делать в городах велосипедные дорожки. В Варшаве и практически во всех польских городах сплошь и рядом тротуар шире обычного и частично отведен велосипедистам.

Анатолий ЛОЙКО, водитель автобуса в национальном парке “Браславские озера”:
— Взрослые велосипедисты — это ладно, больше проблем со школьниками: раз не положено до 14 лет ездить по дорогам — не нарушай! Можно понять и велосипедистов, которые не хотят ехать по узкому тротуару в городе, ведь там ходят люди. Конечно, водителям велосипедисты очень мешают на дорогах, но им тоже нужно ехать. Я отработал 25 лет на автобусе, и в моей практике были случаи, когда приходилось рвать руль — и в канаву, чтобы кого не задавить.

Тамара БЕЛОЦКАЯ, председатель Буйновичского сельского совета Лельчицкого района:
— Возможно, в больших городах велосипедисты действительно серьезно нарушают правила, и штрафовать их нужно. У нас в сельской местности такой проблемы нет, но, с другой стороны, не везде в населенных пунктах есть и тротуары. Чтобы движение стало более безопасным, велосипедисты должны четко знать, где ехать. Для них нужно разметкой выделять на дорогах специальные полосы и проводить разъяснительную работу.

Алена ЯСКО, “НГ”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter