Крути педали? Почему в Беларуси двухколесный транспорт до сих пор находится вне закона.

На день рождения мне подарили крутой велосипед. Я была на седьмом небе от счастья, ведь о таком дорогущем двухколесном транспорте мечтала не один год. Будто ребенок, ходила вокруг него, любовалась и представляла, как буду рассекать на нем по городу. Даже экипировку соответствующую приобрела — шлем и наколенники с нарукавниками... Однако снять розовые очки пришлось достаточно быстро.
...Двухколесный друг стоит сейчас  на балконе,  и вовсе не потому, что я не умею на нем ездить. Просто, сделав несколько испытательных вылазок в город, я усвоила печальную истину, что велосипедистам там не место. Даже в Минске велодорожки вдоль трасс — непозволительная роскошь. В результате приходится ездить по тротуару.
— Нет, ну вы посмотрите, мало им дороги, так они уже и на пешеходную зону перебрались, — возмущается пожилая женщина, увидев меня на велосипеде.
Побыстрее прошмыгнув мимо пенсионерки, чувствую  себя настоящей преступницей. Дальше больше: тротуар заканчивается и приходится преодолевать 5-сантиметровый бордюр. С учетом того, что сноровки при передвижении на велосипеде у меня кот наплакал, такой маневр превращается в настоящий экстрим. Причем проделывать подобные акробатические трюки приходится практически через 10—15 метров. В результате, помыкавшись по тротуарам и поскандалив с пешеходами, я была вынуждена выехать на дорогу.
Замечу, что продвигаться по проезжей части можно более-менее спокойно только при условии, что дорога относительно пуста. Завидев пробку, лучше сразу ретироваться на пешеходную дорожку. Иначе окажетесь зажатым среди машин и будете чувствовать себя среди этих гигантов затравленным зверьком, попавшим в ловушку.
К слову, на Западе велосипедисты чувствуют себя совершенно по другому. В Амстердаме, например, на двух колесах на работу и учебу добираются около 40 процентов населения. В Хельсинки на 560 тысяч жителей приходится 400 тысяч велосипедов и всего 200 тысяч автомобилей. И вовсе не потому, что люди в этих странах живут беднее, чем мы. Просто они заботятся о своем здоровье и к тому же умеют считать деньги. Как свидетельствуют исследования Велотранспортного союза, поменяв машину на велосипед, человек получает возможность сэкономить в месяц примерно 125 долларов. Плюс ко всему эксперимент показал, что в условиях нынешних городов на маршрут протяженностью пять километров владелец четырехколесного транспортного средства тратит почти 45 минут, в то время как у велосипедиста на это уходит всего 15 минут.
В Беларуси же сторонники экологичного транспорта по-прежнему существуют на птичьих правах. Парковок как не было, так и нет, своих железных коней велолюбителям приходится пристегивать к самым неожиданным объектам: скамейкам, перилам лестниц, столбам, деревьям и даже... мусоркам.
Что касается немногочисленных велодорожек, то ведут они, как правило, из ниоткуда в никуда. Даже на современном треке, который проложили вдоль реки Свислочь из столичного микрорайона Чижовка до поселка Ждановичи, имеются приятные сюрпризы. К примеру, едешь-едешь, и тут на тебе мост, а с него спуск прямо в стенку с поворотом на 90 градусов. Прилив адреналина обеспечен. Да и травма тоже, если нет определенного опыта.
Задача же добраться из одного населенного пункта в другой и вовсе превращается в фантастическую и рискованную для жизни затею. По трассе едешь с постоянной оглядкой на снующие мимо автомобили, ведь волей-неволей приходится отнимать у них законную часть дороги. Отсюда и большое количество ДТП с участием велосипедистов. А ведь в сельской местности железный конь зачастую становится одним из основных видов транспорта. Но, к сожалению, в таких поездках люди вынуждены полагаться на свой страх и риск, а не на цивилизованную транспортную инфраструктуру.
Между тем положительные подвижки уже есть. К примеру, планируется, что к 2030 году жителям столицы обеспечат чуть ли не идеальные условия для поездки на двухколесном транспорте. Такие грандиозные планы озвучиваются и в регионах. Однако, как мне кажется, создание велосипедной инфраструктуры в отдельно взятых городах проблему вряд ли решит. Соответствующая программа должна быть разработана и, что более важно, реализована не автономно в районах по принципу кто во что горазд, а на государственном уровне и в масштабах всей страны. Только в таком случае человек на двух колесах сможет добраться куда пожелает. И при этом будет чувствовать себя на дороге не изгоем, а полноправным участником движения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter