Кругом вода, да не та… Когда белорусы будут пить чистую воду?

Согласно исследованиям Европейской экономической комиссии ООН, качество питьевой воды в Беларуси даже по сравнению со многими высокоразвитыми странами ЕС очень высокое. Однако это не значит, что проблем нет. Например, жители Брестчины и Гомельщины справедливо сетуют на избыток в водопроводной воде железа и нехватку фтора и йода. Вода в колодцах оставляет желать лучшего во всех без исключения районах – ее нужно избавлять от нитратов.

Согласно исследованиям Европейской экономической комиссии ООН, качество питьевой воды в Беларуси даже по сравнению со многими высокоразвитыми странами ЕС очень высокое. Однако это не значит, что проблем нет. Например, жители Брестчины и Гомельщины справедливо сетуют на избыток в водопроводной воде железа и нехватку фтора и йода. Вода в колодцах оставляет желать лучшего во всех без исключения районах – ее нужно избавлять от нитратов.

Даже в условиях строгого выполнения программы «Чистая вода», первый этап которой завершается в этом году, помочь всем одновременно невозможно. Более того, слишком большие затраты на строительство очистных сооружений и объектов водоснабжения уже вынудили отложить решение водной проблемы в некоторых районах с этого года на будущий. Придется ли белорусам мириться с сомнительным качеством воды или специалисты найдут выход из ситуации?

“Железные” страдания

Как правило, в тех регионах, где имеется центральное водоснабжение, поводов для беспокойства немного, качество воды, в принципе, приемлемо. Однако есть населенные пункты, жители которых взывают о помощи.
В городском поселке Ивенец, что недалеко от Минска, состояние водопроводных сетей иначе как катастрофическим не назовешь. То, что течет из крана во многих домах, назвать водой язык не поворачивается.
— Чистая вода для нас — проблема номер один, — рассказывает жительница поселка Зинаида Далинкевич. — Ржавая мутная жидкость с запахом болотной тины не годится даже для мытья посуды, не говоря уже о приготовлении пищи. В результате “летят” фильтры на стиральных машинах, ломаются электрочайники, а прокладки в водопроводных кранах приходится менять каждый месяц. Но настоящие испытания начинаются в летний период, когда трубы рвутся, словно по графику.
Местные власти вроде бы готовы решить проблему в кратчайшие сроки, но для этого нужны немалые средства. Все упирается в пресловутое финансирование, которого на всех не хватает. Как объясняют специалисты Минжилкомхоза, при установлении очередности районов, где будут строиться очистные сооружения, учитываются данные исследований проб воды. Чем больше в ней железа, тем быстрее в районе возведут станцию по обезжелезиванию и очистке воды. Но ведь можно не ждать своей очереди, а взять, например, ссуду из республиканского бюджета и закрыть вопрос. Разве это правильно — экономить на здоровье людей?
Сложнее с шахтными колодцами на селе, которые невозможно оборудовать очистными сооружениями. Между тем, по данным Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, больше 16 процентов проб воды, взятых из колодцев, не соответствуют нормам по содержанию различных веществ. Поэтому проблему воды в деревнях будут решать иным способом: по возможности переводить все общественные колодцы на баланс ЖКХ и постепенно обеспечивать сельчан водопроводом. До 2015 года таким образом планируется решить проблему в агрогородках, после чего вплотную заняться другими населенными пунктами.
Получается, что до этого времени придется потерпеть? Но ведь госпрограмма “Чистая вода” реализуется уже четыре года. Где же результат?

Деньги в воду

На заседании Президиума Совета Министров, где рассматривался этот вопрос, глава правительства Сергей Сидорский раскритиковал Министерство жилищно-коммунального хозяйства за то, что программа, рассчитанная до 2010 года, выполнена не в полном объеме. Хотя по отчетам все выглядит довольно сносно: за четыре года освоено около 660 миллиардов рублей, введено в строй 243 объекта водоснабжения и водоотведения, в том числе станции обезжелезивания в Щучине, Кличеве, Дзержинске, Лиде и других городах.  Реконструкция очистных сооружений в Витебске, Дзержинске, Лиозно, Щучине значительно улучшила экологическую обстановку этих регионов.
Однако глава правительства напомнил, что еще в декабре министерство должно было внести в Совмин концепцию госпрограммы “Чистая вода” на 2011—2015 годы. “Сегодня февраль — ни концепции, ничего нет”, — возмутился премьер. 
“Концепция готова, — парировал министр жилищно-коммунального хозяйства Владимир Белохвостов. — Но она не внесена на рассмотрение в правительство, так как не определены в полном объеме источники финансирования”. Кстати, стоимость очередного пятилетнего этапа  программы составляет четыре триллиона рублей. За эти деньги планируется, в частности, в городах и поселках городского типа построить и реконструировать 108 станций обезжелезивания, 16 водозаборов и 150 километров водоводов и водопроводных сетей. В агрогородках построят 600 станций обезжелезивания и 2300 километров сетей.
Кроме того, планируется более широко применять полученный опыт очистки воды на основе новых технологий, в том числе ультрафиолетового обеззараживания и применения синтетических фильтров.

И снова в очередь?

Пока разрабатывалась программа, сократился республиканский фонд охраны природы на капстроительство. В итоге по 23 объектам перенесены сроки ввода с 2010-го на 2011-й и последующие годы. Что, опять людям ждать, когда подойдет их очередь? Чтобы хоть как-то снизить напряженность, Минжилкомхоз предлагает облисполкомам изыскать средства и 12 объектов из этого списка завершить в нынешнем году. Речь идет о тех объектах, которые имеют высокую строительную готовность и не требуют больших объемов финансирования. Например, в Чаусах до сих пор отсутствует единая централизованная система хозяйственно-питьевого    водо-снабжения. Население города обеспечивается водой из артезианских скважин, находящихся в непосредственной близости от зданий. Владимир Белохвостов убежден, что перенос сроков решения этой проблемы абсолютно необоснован и при желании местные власти смогут найти возможности для реализации данного проекта уже в ближайшее время.
Проблема с качеством воды не может восприниматься в узковедомственном аспекте. А значит, к ее решению должны активно подключиться министерство и местные структуры власти. Ведь это в интересах всех.

“НГ” спросила

А вы довольны качеством воды, которую пьете?

Светлана БАРТЫШ, г.Минск:
— Хоть я и живу в столице, но наш микрорайон — практически последний во всей стране (!), где вода в краны поступает из поверхностных, а не подземных источников. Естественно, ее очень сильно хлорируют и это сказывается на качестве. Мыться приходится хлорированной водой, а вот для приготовления еды мы уже давно покупаем бутилированную. Недешево, конечно, но поставить хороший фильтр — еще дороже.

Евгений НОВИКОВ, г.п.Лиозно, Витебская область:
— У нас долгожданная станция обезжелезивания воды появилась почти два года назад. До этого из крана порой лилась настоящая “ржавчина”. Сейчас вода стала намного чище, это видно даже невооруженным глазом. Но в некоторых домах, я знаю, недостатки все равно есть. Нам объяснили, что все дело в старых трубах, на которых за долгие годы успело осесть очень много ржавчины. Вот она теперь и попадает иногда в очищенную воду.

Марина ГАРМАШ, д.Нарочь, Мядельский район, Минская область:
— У нас хоть и большая деревня, но воду все берут из своих колодцев на участках. В доме есть маленькие дети, поэтому мы купили самый простой кувшинный фильтр и всю воду для еды и питья пропускаем через него. Это помогает ее немного очистить. И еще взяли за привычку не пить сырую воду, хоть она у нас и вкусная.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter