ИП признают: нынешний год для «книжников» будет непростым

Круг чтения

Когда перед новогодними праздниками встал вопрос, что подарить домочадцам, вспомнилась старая и добрая истина о том, что лучший подарок — книга. И действительно, даже сегодня, в век технологий и гаджетов, когда литература перекочевала в электронные устройства, пошуршать бумажными страницами любят многие. С сожалением признаюсь: поход по книжным магазинам и ярмаркам не порадовал. Первые удивили довольно высоким ценником. На вторых ряды с книгами уверенно вытесняют продавцы бижутерии и канцелярии. Индивидуальные предприниматели признают: нынешний год для «книжников» будет непростым.


Тревогу продавцы забили больше года назад, когда окончательно прояснилась ситуация с распродажей остатков. Волнение по поводу того, что не удастся реализовать завезенную без документов продукцию, было вполне обоснованно. Судите сами: под правила Указа № 222 подпадало 80% книг, представленных на выставках. Цифра немалая, но неудивительная, ведь практически 90% печатного ассортимента у нас на прилавках — российского производства.

— Сейчас мы сложили остатки, не продаем их. Но разве выгодно покупателю от того, что нам приходится снимать с полок дешевую продукцию? — разводит руками председатель Совета книжных ярмарок Игорь Фейгин. — В России книги уже подорожали, поэтому у нас тоже стоит ожидать рост цен на новый товар. Та же «Анна Каренина», которую сейчас мы не можем продать, так как на нее нет документов, стоила бы 45 тысяч рублей, а в новом завозе ее придется реализовывать уже за 80—90 тысяч. А все потому, что цены у соседей в связи с падением российского рубля пусть и понемногу, но растут. У меня, например, из остатков не распродано 20% всего ассортимента. И что с ними делать? Понятно, когда претензии возникают к продукции легпрома, которую можно пошить непонятно из чего и где. А вся информация о книге содержится на самом издании, это отнюдь не контрафакт. Тем более на всех книгах стоит знак соответствия требованиям ЕАЭС, который наносится типографским способом. 


Между тем для предпринимателей, торгующих книгами, основная проблема кроется в другом: российским поставщикам просто невыгодно выдавать нашим бизнесменам документы на небольшие партии. По словам Игоря Фейгина, до 2005 года вопрос с документами на книжную продукцию из России вовсе не стоял: можно было получить весь необходимый пакет и расплатиться с поставщиками, покупая через банк необходимые средства на бирже. Все изменилось после подписания Соглашения по уплате НДС между Беларусью и Россией, которое меняло правила игры. Российские поставщики должны были предоставлять полный пакет документов для оплаты товара, цена на который должна была быть уже без НДС. Но тут и начались проблемы: большинство продавцов выставляли нулевой НДС, оставляя цены прежними. В итоге законопослушные наши продавцы столкнулись с дилеммой: работать с полным пакетом документов, но увеличить цены на продукцию на внутреннем рынке на 20%, или же уплачивать единый налог. Кроме того, россияне начали требовать минимальной закупки на полмиллиона российских рублей, объясняя это тем, что затраты на возврат НДС превышают полученную от белорусских клиентов прибыль. 

— Смотрите, что происходит, — объясняет мне на пальцах предприниматель Анатолий, который продает книги на ночной книжной ярмарке на ул. Даумана, — у нас с Россией действует Соглашение об избежании двойного налогообложения. Раньше что было: условно говоря, я покупал книгу за 100 рублей. Делал свою наценку, по нашей ярмарке она 20—40%, и это все равно была самая дешевая продукция в стране. У нас посещаемость была до 8000 человек в день. С любой книжной фирмой из России можно было сотрудничать без всяких проблем, все предоставляли необходимые документы. Потом для них это перестало быть выгодным: их затраты по возврату НДС не окупаются теми объемами, которые мы у них заказываем. И вот уже с 2005 года мы работаем без документов, просто уплачивая единый налог. Россияне отпускают нам товар по той же условной стоимости 100 рублей, при этом не отнимая НДС, в результате я вынужден здесь поднимать цены. А это невыгодно ни мне, ни покупателю. 


С начала нового года на Даумана около 30% предпринимателей приостановили работу. Объясняют, что им нет смысла сидеть на местах, пока решатся вопросы со всеми необходимыми бумагами. Кроме того, и сами торговцы не скрывают: эпоха 90-х, когда можно было привезти 20—30 наименований по пачке и быстро все продать, прошла. Сейчас рынок изменился и требует широкого ассортимента. Продавцы на выставках предпочитают реализовывать 200—400 наименований по 1—2 книги. Говорят, что хотели бы привозить больше, потому что, как ни крути, «ассортимент обедняется», но расширить его сложно именно из-за документов. 

Другой момент, на который обращают внимание книготорговцы, стоимость аренды. Понятное дело, что цены постепенно увеличиваются. Так, например, за стол площадью 5 квадратных метров предприниматели на выставке «Мир книг» платят 300 тысяч рублей в сутки. А вот тем, кто работает в торговых центрах или на коммерческих ярмарках, приходится туго: там аренда по-прежнему привязана к курсу доллара или евро, и для многих продавцов платить 25—40 у.е. в месяц становится с каждым днем все тяжелее. А для эффективной продажи книг нужны большие помещения, аренда которых составляет до 16—20 млн рублей в месяц. 

Узнаю, что предприниматели не раз просили арендодателя отойти от валютного курса, ссылаясь на то, что книги продаются в рублях. Однако каждый раз ценник в валюте объясняется… «рыночными отношениями». При этом компенсировать рост аренды повышением цен на печатную продукцию продавцы также не могут, потому как после скачков курса в 2011 году стоимость книг выросла в три раза. После этого, по словам Игоря Фейгина, существенного роста цен на печатную продукцию не было: «Мы завязаны на курсе российского рубля, который уже довольно давно колеблется в коридоре 250—300 белорусских рублей. На остатки цены не поменялись совсем, но новые завозы, конечно, подорожают. Российские издательства поднимают цены на новинки в среднем на 15—20%. Разумеется, подорожают книги, которые печатаются за валюту в Китае — в основном это продукция для детей со встроенными музыкальными модулями». 


В общем, сами предприниматели признаются: хотя и будут некоторые сложности в нынешнем году, рынок не свернется. Большинство книготорговцев начали работать по новым условиям, тем временем вздыхая по нераспроданным остаткам. Что с ними будет, этого никто не знает. Пока их можно использовать только в личных целях. Не исключено, что часть книг может попасть на серый рынок: будет продаваться на нелегальных стихийных рынках или в электричках. Возможно, книги подарят детским библиотекам. Но повторения сюжета знаменитого романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» мне точно бы не хотелось.

ЦИФРЫ

В 2015 году издательствами и издающими организациями различных форм собственности в стране было выпущено 10 273 наименования книг и брошюр общим тиражом 21,55 млн экземпляров. По сравнению с 2014-м число выпущенных изданий сократилось на 11,5%, совокупный тираж — на 30,9%. Количественный показатель выпуска книг и брошюр в расчете на душу населения по сравнению с 2014 годом также уменьшился и составил 2,3 экземпляра на одного жителя.

Показатель объемов отпечатанной книжной продукции, характеризующий размеры загрузки полиграфических предприятий, продолжает неуклонно сокращаться — на 36,7% по сравнению с 2014 годом. Доля книг в общем ассортименте названий книжной продукции по сравнению с пре­дыдущим годом незначительно сократилась и составила 75,7%.

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Елена ПАВЛОВА, начальник управления издательской деятельности и торговли Министерства информации:

— По состоянию на 1 января этого года в Государственном реестре издателей, изготовителей и распространителей печатных изданий в качестве распространителей были зарегистрированы 1187 субъектов хозяйствования. Из них 101 — это предприятия госсобственности, 686 — юридические лица, 501 — ИП. В Минске и Минской области значительное число распространителей, преимущественно индивидуальные предприниматели, работает на арендуемых площадях двух ведущих книготорговых объектов — ярмарке «Мир книг» на ул. Я. Купалы, 27, и ярмарке в спорткомплексе «Динамо» на ул. Даумана, 23. В то же время в системе книготорговли министерства насчитывается 87 книжных магазинов. Из них 78 входят в состав ОАО «Белкнига», 4 — в ОАО «Могилевсоюзпечать», 5 магазинов образуют сеть фирменных книжных магазинов РУП «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа».

В прошлом году для системы книготорговли были и остаются приоритетными обеспечение гибкой ассортиментной и ценовой политики в условиях влияния кризисных тенденций, удовлетворение потребностей населения в книжной продукции всех тематических направлений, обеспечение рентабельного уровня работы, дальнейшее развитие материально-технической базы, расширение розничной книготорговой сети, повышение культуры обслуживания покупателей. Реализация этих мер позволила решить основную задачу — обеспечить рентабельный уровень работы. Так, по итогам работы в 2015 году выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг составила 377,4 млрд рублей, темп роста — 113,6%.

Во взаимодействии с партнерами-поставщиками в практику работы магазинов прочно вошли распродажи книг по сниженным ценам. На базе книжного магазина «Маладосць» (Минск) открыт первый книжный дискаунтер, который набирает популярность среди любителей книги. Всего реализация печатной продукции с предоставлением скидок и уценок в прошлом году достигла 15 млрд рублей и в сравнении с 2011 годом выросла более чем в 17 раз.

Между тем неоднократно отмечалось, что сегодня одной из главных проблем ОАО «Белкнига» является недостаточное количество магазинов, помещения которых находятся в собственности общества. Подавляющее число магазинов работает на арендуемых площадях в условиях жесткой конкуренции за выгодное месторасположение со стороны крупных торговых сетей и иных торговых субъектов. Отсутствие гарантий в долгосрочной аренде помещений сдерживает развитие книжной торговли.

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter