Кровавый цвет тревожного сентября

Ровно 70 лет назад началась Вторая мировая война...

Ровно 70 лет назад началась Вторая мировая война, о первых часах и днях которой рассказывает одна поразительная книга

— Сегодня съездим в Глейвитц,— сказали польские друзья, когда я в очередной раз путешествовал по их стране.— Посмотрите, где началась Вторая мировая война.

Надо ли говорить, с какими подробностями хозяева рассказывали о том, что перед войной здесь, Глейвитце (Гливице), располагалась пограничная немецкая радиостанция, использованная для гнусной провокации: 3 августа 1939 года на радиостанцию напали молодчики из СД под командованием штурмбаннфюрера Альфреда Науокса, переодетые в польскую униформу. И сразу же дали в эфир радиосообщение о том, что отныне город Глейвитц находится в руках «польского корпуса добровольцев»…

Сегодня хорошо известно, с какой целью была задумана акция, как все происходило. Чтобы практически доказать вероломство поляков, были сфабрикованы, казалось бы, веские доказательства: из концлагерей гитлеровцы взяли тела узников в польской униформе, которые якобы были застрелены при отвоевывании радиостанции.

Эта мистификация предоставила Гитлеру необходимый предлог для нападения на Польшу, ставшего прологом самой страшной и опустошительной войны ХХ века. Началась она 70 лет назад, 1 сентября 1939 года, вторжением вермахта в Польшу.

Что издал Никита Михалков?

Второе обстоятельство, подтолкнувшее автора этих строк вернуться к тревожному сентябрю 1939 года, следующее. У меня есть поистине уникальная книга под названием «Вторая мировая война. День за днем». Вручил ее мне Временный поверенный в делах Словацкой Республики в Беларуси Йозеф Мачишак. Книга — перевод с немецкого — вышла в свет в издательском доме «Сибирский цирюльник». Возглавляет его Никита Михалков, создатель одноименного фильма.

Что же побудило известнейшего кинорежиссера издать в России увесистую книгу объемом в 480 страниц с огромным количеством редчайших, бесценных по своей значимости фотоиллюстраций? Он сам отвечает на этот вопрос в предисловии к русскому изданию: «В народе говорят: время рассудит, кто прав, кто виноват. Наверное, именно сейчас и настал тот момент, когда нужно несколько отойти от ситуации и рассмотреть всю гигантскую фреску событий Второй мировой».

Жаль, что книга появилась не у нас. Широкой общественности Беларуси очень важно узнать о первых днях войны, до сих пор совершенно неизвестных. Как это необходимо для нас, белорусов, по чьей земле война прошлась особенно жестоко, забрала каждого третьего жителя! Как это нужно сейчас, когда мы только что отметили 65-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и готовимся встретить 65-летие Великой Победы!

План «Вайс» в действии

Полистаем только первые страницы, посмотрим, каким был далекий сентябрь 1939-го, как гитлеровцы начинали свой блицкриг, на что они рассчитывали и так далее. Все это показано в книге через действия и самих заправил Третьего рейха, и поведение руководителей западных держав, и первые бои. Все это — глазами зарубежных журналистов, через тогдашние публикации в мировой печати.

1 сентября 1939 года в 4.45 немецкий линкор «Шлезвиг-Гольштейн» открывает ураганный огонь по польским оборонительным сооружениям на полуострове Вестерплятте под Данцингом (Гданьск). Началась атака бомбардировщиков «Юнкерс-87» 1-го авиаполка на мост через Вислу близ города Тчев. Они разнесли в клочья польские подрывные провода, ведущие к заложенным на мосту взрывным устройствам. Полякам, однако, удалось восстановить взрыватели, и мост успевают взорвать в 6 часов 30 минут. В соответствии с планом нападения на Польшу «Вайс» («Белый»), в немецком наступлении участвуют две группы войск. Группа «Юг» под командованием генерал-полковника Герда фон Рундштедта продвигается из Силезии и Словакии в направлении Варшавы. Группа «Север» (генерал-полковник Федор фон Бок) должна осуществить связь между Восточной Пруссией и рейхом.

На немецкой стороне сражаются шесть танковых, четыре моторизованные, четыре «легкие» и три горные дивизии плюс 37 пехотных дивизий с 3195 танками. Поляки могут этому противопоставить всего 38 пехотных, одну моторизованную дивизию и 11 кавалерийских бригад, а также 1138 танков. Два немецких воздушных флота — 1-й и 4-й — имеют в своем распоряжении 1929 самолетов. У поляков в строю лишь 397 самолетов.

Почему Гитлер надел солдатский мундир

Как же фашистское руководство обосновывает нападение на Польшу без объявления войны? 1 сентября фюрер и рейхсканцлер Адольф Гитлер произносит речь перед рейхстагом. По такому особому случаю он даже надел солдатскую форму. Все его выступление сводилось к следующему: мы правы. Вот характерная выдержка: «…В течение ряда месяцев мы все мучаемся одной проблемой, которой одарил нас Версальский диктат и которая, все более дегенерируя и выходя за рамки дозволенного, уже сделалась невыносимой. Данциг был и остается немецким городом. „Коридор“ был и остается немецким. Поэтому сейчас я принял решение говорить с поляками тем же языком, которым они в течение месяца говорят с нами, обращая его против нас… Дошло до того, что нынешней ночью впервые регулярные польские войска обстреляли нас на нашей собственной территории. Сегодня в 5.45 мы начнем стрелять в ответ. И с этих пор на бомбу мы будем отвечать бомбой, на отравляющее вещество — ядовитым газом… Отныне я не желаю быть никем иным, кроме как первым солдатом германского рейха. Я снова надел свой старый мундир, который был для меня самым святым и самым дорогим…»

Диктатор надеялся, что западные державы не вступят в войну против Германии, если он замаскирует акт агрессии, представив его как акт защиты. В случае своей смерти Гитлер называет преемником Германа Геринга, а если смерть настигнет Геринга, то во главе рейха должен будет встать Рудольф Гесс. В речи, которую транслируют все немецкие радиостанции, Гитлер по возможности избегает слова «война».

Ноты Англии и Франции

Министерство рейхспропаганды выдвигает девиз: «Никаких заголовков со словом „война“. Согласно речи фюрера мы лишь вынуждены „стрелять в ответ“».

Первое сообщение, полученное от командования вермахта, гласит: «По приказу фюрера и Верховного главнокомандующего вермахт взял на себя миссию по активной защите рейха. Во исполнение задачи положить предел злонамеренным польским актам насилия и убийства, немецкие войска сегодня на рассвете перешли польско-германскую границу для контратаки».

Однако все пропагандистские усилия оказались бесполезными. 3 сентября западные державы объявили войну Германии. Послы Англии и Франции в Берлине вручают соответствующие ноты своих правительств. Обе эти державы угрожают военным вмешательством, если правительство германского рейха «немедленно не выведет свои войска с польской территории».

Любопытно в связи с этим свидетельство переводчика Министерства иностранных дел Германии Пауля Шмидта, которому посол Великобритании Хендерсон 3 сентября в 9 часов передал окончательный текст британской ноты. Дело в том, что министр иностранных дел рейха Риббентроп отказался принять Хендерсона лично.

«… Я стоял на некотором удалении от стола Гитлера и медленно переводил ему ультиматум британского правительства,— вспоминает Шмидт.— Когда я закончил, воцарилась мертвая тишина… Гитлер сидел, словно окаменев, и смотрел перед собой отсутствующим взглядом…»

В 11 часов 30 минут был передан немецкий ответ. «…Правительство германского рейха и немецкий народ,— говорилось, в частности, в нем,— отказываются понимать, принимать и тем более выполнять ультимативное требование британского правительства… (Мы) ответим… на каждое наступательное действие Англии тем же оружием и в той же форме».

Только блицкриг

Тем временем 3 сентября правительства Австралии и Новой Зеландии также объявляют войну Германии. 5 сентября правительство США и Японии заявляют о своем нейтралитете в начавшейся войне. 10 сентября войну Германии объявляет Канада. Гитлер же захвачен только одним решением: добиваться блицкрига. Две польские армии — «Познань» и «Помощь» — 16 сентября оказываются в плотном окружении немецких войск. 19 сентября «Познань» и «Помощь», общей численностью 170 тысяч человек, вынуждены капитулировать и сдаться немцам. Польша потеряла большую часть своих самых боеспособных войсковых соединений.

Начиная агрессию, Гитлер убежден, что Англия и Франция не окажут ей поддержки,— и не ошибся. Хотя эти два государства и объявили войну рейху, Польша не получила от них помощи. На Нюрнбергском процессе начальник оперативного руководства германского Верховного командования Йодль признал: «Если мы еще в 1939 г. не потерпели поражения, то это только потому, что примерно 110 французских и английских дивизий, стоявших во время нашей войны с Польшей на Западе против 23 германских дивизий, оставались совершенно бездеятельными».

Героическая Варшава

А германская армия, вторгшаяся в Польшу с запада, севера и юга, стремительно продвигалась по ее территории. Ведь Польша не имела на этих направлениях оборонительных линий и укреплений. Готовясь к войне с Советским Союзом, правители панской Польши сооружали их на востоке. Объявленная в стране 31 августа мобилизация, по существу, была сорвана, в Ставке Верховного командования царил полный хаос. 17 сентября польское правительство переезжает в Румынию.

Но настоящие польские патриоты остались верны своей родине. Многие солдаты и офицеры, целые воинские части и подразделения проявили в те трагические дни величайшую стойкость и мужество. Самоотверженно защищалась Варшава, бои за которую начались 8 сентября. Несмотря на варварские бомбардировки авиации и ожесточенный натиск гитлеровских войск, польская столица стойко держалась три недели. 25 сентября она переживает самую тяжелую атаку немецкой авиации. Результат — огромное количество человеческих жертв: 10 тысяч убитых мирных граждан, 35 тысяч раненых, 12 процентов зданий разрушено.

Два дня спустя после воздушного налета сдаются героические защитники Варшавы из числа штатских и солдат отдельных частей. В плен попадают около 140 тысяч поляков.

28 сентября пала осажденная крепость Модлин. Польский поход Гитлера почти закончен… 4 октября Гитлер своим тайным приказом амнистирует всех немцев за преступные деяния, совершенные ими в Польше начиная с 1 сентября.

По злой воле сумасбродного Гитлера, тревожный сентябрь 39-го все больше приобретал кровавые цвета, становился трагическим прологом для многих народов нашей планеты…

 На фото: немецкие войска на польской земле.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter