Кровавая воронка: эскалация конфликта на Ближнем Востоке продолжается

Первые дни наступившего года в одной из самых горячих точек на карте мира выдались кровавыми. Во вторник вечером на юге ливанской столицы Бейрута в результате взрыва погиб заместитель главы ХАМАС Салех аль‑Арури и еще шесть официальных лиц из состава группировки, в том числе два командира военного крыла. Представитель шиитской «Хезболлах» в комментарии для The Washington Post заявил, что удар был нанесен израильским дроном. Позже информацию изданию подтвердил анонимный источник в Пентагоне. Однако официального заявления от Тель‑Авива не последовало: советник премьера Нетаньяху Марк Регев в интервью одному из местных СМИ особо обратил внимание на то, что Израиль не берет на себя ответственность за атаку. Премьер‑министр Ливана Наджиб Микати заявил, что взрыв был преступлением, направленным на то, чтобы втянуть Бейрут в конфронтацию с Тель‑Авивом.

На следующий день после взрыва квартиры в Бейруте, где был убит Салех аль-Арури.

Громкая ликвидация

Смерть аль‑Арури, одного из ключевых членов ХАМАС, всколыхнула и так находящийся на грани большой войны регион. Эксперты считают, что произошедшее ставит в неловкое положение «Хезболлах» и лично ее лидера Хасана Насраллу, поскольку убитый являлся гостем на ливанской земле и находился в зоне ответственности шиитской группировки.
«Хезболлах» по праву гордится своей искусно выстроенной системой безопасности, и ликвидация высокопоставленного функционера ХАМАС бросает тень на репутацию иранской прокси‑армии в Ливане. Оставить это без ответа шииты не смогут. Весь вопрос в том, какой именно удар они нанесут.
3 января Насралла в речи, посвященной четвертой годовщине гибели командующего спецподразделением «Аль‑Кудс» в составе КСИР Ирана Касема Сулеймани, заявил, что «Хезболлах» ответит Израилю на эту атаку, а если Тель‑Авив отреагирует существенным образом, то происходящее может привести к полномасштабной войне.

С учетом противостояния, которое длится на ливано‑израильской границе с середины октября, скорее всего, максимум, на что пойдет шиитская группировка, — это расширение зоны обстрелов и их усиление и, возможно, использование ДРГ на сопредельной территории. Ответом ЦАХАЛ вновь станут удары по ливанскому приграничью. Вряд ли речь пойдет о более масштабных акциях, поскольку большая война пока не выгодна ни Израилю, ни «Хезболлах».

Высокопоставленный источник из американской военной среды сказал The New York Times, что убийство аль‑Арури, вероятно, первая акция из множества запланированных в качестве мести за рейд ХАМАС 7 октября. Если это действительно так, конфликт вскоре охватит государства, пока еще не задействованные напрямую, — функционеры группировки живут, например, в Турции и Катаре, и эти страны вряд ли станут терпеть, если израильские ликвидаторы устроят охоту на их территории. Кроме того, произошедшее усложняет процесс освобождения заложников: после убийства аль‑Арури ХАМАС заморозил все переговоры.

Последствия теракта в Иране.

Кровавое злодеяние

Второй инцидент, произошедший в среду, может стать прологом к еще большему закручиванию воронки ненависти на Ближнем Востоке. Речь о теракте на акции памяти Касема Сулеймани в иранском Кермане. Два взрыва, две мощные бомбы, которые, по сообщениям местных СМИ, были заложены в сумках в 700 метрах и в километре от могилы Сулеймани, унесли жизни 103 человек, еще как минимум 211 ранены. Пока ни одна организация не взяла на себя ответственность за это злодеяние, однако некоторые официальные лица Ирана, среди которых замглавы администрации президента по политическим вопросам Мохаммад Джамшиди и командующий силами «Кудс» Исмаил Каани, обвинили Израиль.

Как сообщает The Wall Street Journal, Тель‑Авив оповестил своих союзников о том, что непричастен к теракту. В среду в госдепе заявили, что США не имеют отношения к взрывам в Иране и не видят оснований для обвинений в адрес Израиля. В Белом доме добавили, что причастны могут быть террористы из ИГ.
Если убийство аль‑Арури стало не только ударом по ХАМАС, но и шпилькой в сторону «Хезболлах», то взрывы в Кермане — это прямая атака на Иран.
Вина Израиля в этом случае представляется сомнительной: даже самые радикальные политики еврейского государства, несмотря на жесткую антииранскую риторику, понимают, что столкновение двух мощных региональных держав ничем хорошим ни для одной из сторон не закончится и вряд ли Израиль, завязнув в секторе Газа, желает получить еще один фронт с Ираном.

Третья сила

События последних нескольких дней на Ближнем Востоке наводят на мысль, что некая третья сторона весьма активно пытается раскрутить спираль насилия. Судя по видеозаписи атаки в Бейруте, аль‑Арури стал жертвой не авиаудара, а взрыва внутри здания, что нехарактерно для израильских спецслужб, которым гораздо проще было бы привлечь для операции дрон или боевой самолет. Ответственность за теракт в Кермане до сих пор не взяло на себя ни ИГ, ни исламистские группировки в Иране, что также странно: чаще всего боевики не упускают случая попиариться на крови. Наконец, еще 1 января неизвестные пытались атаковать американский эсминец в Красном море, однако хуситы, скрупулезно публикующие информацию о своих действиях, отмолчались.
Дальнейшая дестабилизация региона может быть выгодна только США. Во всеобщем хаосе Вашингтон намерен вернуть влияние над дистанцировавшимися от него былыми союзниками и еще крепче привязать Израиль, срывая его договоренности с арабским миром и создавая зависимость от американского оружия.
 В эту теорию укладывается и нынешнее резкое обострение обстановки, и возможные в ближайшем будущем провокации. Как показывает практика, американцы могут не остановиться даже перед убийством собственных военных или гражданских, чтобы окончательно столкнуть Ближний Восток в пучину насилия.

popov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter