Крона и корни

Борьба с криминалом через призму нравственно–правового воспитания
Борьба с криминалом через призму нравственно–правового воспитания

Согласитесь, если исходить хотя бы из того, сколько дипломированных юристов выпустили за последнее десятилетие белорусские вузы, можно предположить, что в нашей стране уровень правосознания людей небывало высок, а до окончательной победы над преступностью остался один решительный шаг. Ну а теперь пробежимся взглядом по беспристрастной статистике и сравним только две цифры. В «лихом» 1954 году, сразу после печально знаменитой амнистии (вспомните картину «Холодное лето 53–го...»), в Беларуси было зафиксировано 125 убийств. А ровно через 50 лет эта цифра увеличилась более чем в 8 раз! И ведь речь идет именно о тех преступлениях, которые являются своеобразным индикатором уровня криминализации государства. В чем же причина столь шокирующего диссонанса? Рядовой обыватель наверняка тут же озвучит лежащий на поверхности ответ: мол, буксует правоохранительная машина. Но не слишком ли это просто — списывать любой общественный негатив на якобы безалаберность конкретного участкового милиционера? Может, полезнее глубже копнуть, так сказать, «бескультурный слой»? Кстати, подобными исследованиями достаточно давно занимается заместитель начальника департамента исполнения наказаний МВД, доктор психологических наук Александр Пастушеня, который согласился изложить свое видение проблемы:

— Общеизвестно, что даже самая грамотная карательная политика ограничена по своим возможностям, поскольку она имеет дело с последствиями уже совершенных преступлений. А вот эффективно упреждать криминал как явление нужно совершенно иными методами. Необходимо создать систему социального воспитания на государственном уровне. Сейчас на сознание людей влияет множество факторов: экономических, культурных, информационных и т.д. И это влияние отнюдь не всегда позитивно. Поэтому в таких условиях формирование нравственно–правовых идеалов должно быть специально организовано, и начинать нужно в первую очередь с подрастающего поколения. Именно оно через несколько лет будет составлять наиболее активную основу общества. Важнейшая роль в нравственно–правовом воспитании должна принадлежать общеобразовательному обучению, причем с самого начала учебы, а не на ее завершающем этапе. В данном случае полезно вспомнить исторический опыт социального воспитания народа в дореволюционное время. В церковно–приходских школах, помимо письма и математики, преподавали и Закон Божий как основу гражданской позиции — через призму нравственных постулатов православия. Эти постулаты усваивались через заучивание молитв, а следовательно, закреплялись на уровне подсознания как моральные нормы поведения. Выпускники этих школ были подготовлены прежде всего как граждане своего Отечества и уже потом — как грамотные люди. В нынешней системе образования тоже стоит четко определить, какие составляющие гражданской, нравственно–правовой позиций необходимо формировать и что для этого следует преподавать, какими формами и методами воспитывать. Подход к решению этой проблемы должен быть не факультативным, а основательным, предусматривающим существенное совершенствование учебных планов.

— Но ведь нельзя говорить, что сегодняшняя школа совершенно устранилась от своеобразного нравственно–правового «ликбеза»?

— Единственный предмет, который претендует на решение этой задачи, — «Человек. Общество. Государство». Он преподается в старших классах и дает только общие представления о правовой системе и фрагменты гуманитарных знаний. История по своей сути практически не выполняет воспитательную функцию, хотя изучение этого предмета при педагогически правильном построении могло бы быть наполнено патриотической составляющей и прививать любовь к родине, преподносить яркие образцы жизни выдающихся людей. Литература в школе сейчас тоже напоминает литературоведение: мол, были такие вот писатели, писали они о том–то. При этом какое произведение ни прочитай — даже у положительного героя заложен комплекс противоречий и всевозможных рефлексий. Пожалуй, только персонажи книг на военную тематику могут служить примерами того, как человек в сложнейших обстоятельствах смог обрести себя в жизни. По своему предназначению литература должна нести нравственное начало. И для изучения можно отобрать произведения, которые будут формировать у современного школьника идеалы, выступающие основой гражданской позиции: как патриота своей Родины, труженика, будущего родителя, человека, способного обеспечить удовлетворение своих насущных потребностей законным путем.

— Но ведь нынешнее поколение очень цинично и раскованно, его голыми лекциями и проповедями не проймешь.

— Педагоги, которые должны будут преподавать гуманитарные дисциплины с воспитательной направленностью, конечно, обязаны обладать соответствующей подготовкой. Любое воспитание начинается с просвещения. А для этого нужны качественно разработанные и апробированные учебники и методические материалы. Учитывая же, что сейчас фантастическими темпами развиваются видео– и информационные технологии, имеющие большой потенциал психологического воздействия, возможно даже создание специального учреждения при Министерстве образования, которое бы занималось подготовкой учебно–воспитательных видеофильмов и других информационных моделей. Например, стоит задуматься о создании специальных компьютерных игр, в которых побеждает тот, кто совершит больше добрых поступков, а не уничтожит максимальное количество соперников.

— Несколько лет у нас проводится реформа образования, но в основном речь идет о технических, методических и организационных новациях. А вот коренной, содержательной стороной дела, создается впечатление, никто до сих пор не озаботился.

— Да, утверждаются перечни дисциплин для подготовки тех или иных специалистов. При этом как бы само собой разумеется, что у такого специалиста уже сформирована гражданская и профессиональная позиция. Но на самом деле это далеко не так. Возьмем такую деталь. Государство установило, что уголовная ответственность за тяжкие преступления наступает с 14 лет, а уже с 16 лет — за все виды преступлений. Перечень запрещенных уголовным законом деяний — свыше 400. При этом государство обязано дать молодым людям необходимый объем знаний: что именно запрещено делать и какая ответственность предусмотрена за преступление закона. И у тех юношей и девушек, которые попадают в исправительные учреждения, мы наблюдаем явный дефицит подобных знаний. Более того, одно дело — дать знания, а совсем другое — сделать так, чтобы они укоренились в сознании и стали реальными регуляторами поступков. Любой знает, что нельзя красть, убивать, избивать беззащитного. Но эти знания не всегда обретают форму принятия решения, они поверхностны и отдалены от реальности. А человек должен мыслить этими понятиями, совершая поступки и делая моральный выбор. Это и есть основа идеологической политики, без осуществления которой невозможно построить правовое государство и существенно повысить его благосостояние.

— Если будет создана такого рода государственная система воспитания, возможно ли только благодаря ей обеспечивать правопорядок и противостоять преступности? Ведь государство может затрачивать максимум усилий для духовного роста своих граждан, но все эти усилия будут сведены на нет, если в некоторых семьях продолжится нравственное разложение...

— Безусловно, основная роль в воспитании детей должна принадлежать семье. Но родители могут вырастить здорового и добропорядочного ребенка, если они сами воспитаны и имеют необходимые для этого познания. Поэтому сейчас, на мой взгляд, нужно сконцентрироваться на воспитании молодых людей, которые через несколько лет сами будут воспитывать своих детей, тем самым пойдет развитие моральных устоев общества. При этом любую семью нужно не только учить, оказывать помощь, но и контролировать. Функции контроля государства за тем, как растут и воспитываются дети в семьях, должны быть более существенными. Однажды преподаватель педагогического университета рассказывал, как он изучал социальное воспитание в одной из скандинавских стран. Однажды в квартиру, которую он снимал с семьей, зашла местный социальный чиновник: «У вас есть шестилетний ребенок, я обязана посмотреть, в каких условиях он проживает...» Заглянула в детскую, проверила содержимое холодильника и высказала претензию, что бананы уже просрочены. А как–то дочка преподавателя играла во дворе после дождя и, поскользнувшись, упала в лужу. Наш земляк ладошкой машинально шлепнул ее по попке. Это увидела социальный работник: «Я должна составить на вас документ за жестокое обращение с ребенком». Белорус вынужден был месяц ходить в муниципалитет, доказывая, что он вовсе не хотел ударить дочку, а просто решил отряхнуть ей брючки... Так вот, в странах с высоким уровнем правопорядка государство жестко следит за воспитанием детей в семьях. У нас же государство вмешивается в жизнь семьи только в крайних случаях — когда дети брошены на произвол судьбы и встает вопрос о лишении родительских прав. А процесс оказания помощи, контроля и, если надо, корректировки государством воспитания в семье должен быть систематическим. Возможно, даже следует продумать систему стимулирования тех семей, где родители добросовестно относятся к исполнению своих самых главных обязанностей — вырастить достойного человека.

— Какие первоочередные шаги должны быть предприняты, чтобы выдвигаемые вами идеи воплотились в жизнь?

— Мне кажется, прежде всего необходимо осознание проблемы и принципиальные решения политической элиты нашего государства по созданию целостной и действенной системы нравственно–правового обучения и воспитания. И ее содержание должно быть тщательно проработано и обсуждено всеми заинтересованными специалистами. А начать стоит с принципиальных изменений в сфере образования, касающихся усиления его гуманитарной составляющей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter