Кроличья эстафета. Интересный мини-проект может перерасти в масштабное движение с экологически чистыми “последствиями”.

Деревне Нивки Белоозерского сельсовета, что в Березовском районе Брестской области, впору присвоить статус “кроличьей столицы”. Именно здесь обосновался один из самых опытных кролиководов Беларуси Игорь Кизнер. Стаж в этом деле у него солидный — около полусотни лет. Телефон специалиста практически не умолкает — ежедневно звонят до двух десятков начинающих фермеров, чтобы проконсультироваться, получить дельный совет. А за кроликами к Кизнеру приезжают не только из разных уголков Беларуси, но и из России, Украины.

Подарок на всю жизнь

Своих первых питомцев Игорь Львович получил в подарок от директора школы — за то, что добросовестно ухаживал за животными юннатской кроликофермы. Десятилетний мальчик тайком от родителей устроил для них домик в погребе и за зиму скормил семейный запас морковки.
— Теперь с улыбкой вспоминаю о нравоучениях матери, которые пришлось тогда выслушать, — вспоминает Игорь Кизнер. — Ну что я мог с собой поделать?! Очень уж по душе пришлись мне эти животные, именно с них  и началось увлечение всей моей жизни.
Как оказалось, небольшой перерыв в своем хобби Игорь Львович сделал только на годы учебы и службы в армии. После того как женился, снова взялся разводить кроликов. Жена до сих пор немного “ревнует” его к ним. Да это и неудивительно: он даже подарки своим ушастым питомцам привозит отовсюду, где бывает. Например, из последней поездки в Израиль привез новую поилку — таких у нас не видел.
— Если уж взялся за дело, то бросать его не стоит, — убежден Игорь Львович. — Вышел на пенсию — открыл свою кроликоферму. Сегодня на небольшом участке в 1,2 сотки у меня около 20 животных. И каждый год в моем хозяйстве большое прибавление — восемьсот молодых кроликов!

Из рук в руки

Обладать знаниями и не делиться ими с другими — неправильно, считает Игорь Львович. Поэтому полгода назад он инициировал в своих краях интересный мини-проект “Кроличья эстафета”. Главная идея заключается в том, что желающие заниматься кролиководством безвозмездно получают несколько клеток и по пять племенных кроликов. Через полгода они обязаны передать часть молодых животных другим энтузиастам, и так далее.
— Четыре участника первой пятерки уже присоединили к проекту несколько человек. Я всех обучаю своей собственной технологии выращивания калифорнийских кроликов, она очень простая и эффективная. Без ошибок у новичков, конечно, не обходится, но стараюсь всегда помочь, — рассказывает специалист. — Людей мы тоже выбираем с умом — чтобы ответственные были, благонадежные, активные. Кстати, даже молодежи это занятие по душе пришлось, хоть и не любит она сельским хозяйством нынче заниматься. Я сделаю все, чтобы эта эстафета как можно дольше не заканчивалась. В ближайшее время рассчитываем выйти за пределы Белоозерского сельсовета и охватить весь Березовский район, а в перспективе — всю Беларусь.

Помощники огородника

Игорь Львович упомянул о своей собственной технологии неспроста. Вы видели когда-нибудь, чтобы кролики зимовали в продуваемых клетках и в них же давали потомство? Специальное устройство кроличьего дома позволяет это делать. Да и корм часто подкладывать не придется — всего раз в месяц в специальные ячейки, из которых кролики выгребают его самостоятельно по мере необходимости. Кроме того, придуманное Кизнером ноу-хау позволяет никогда не чистить клетки. Приподнятые на высоту 1,3 метра они имеют “дырявый” пол, через который уходят долой все органические отходы.
— Клетка чистая полностью, даже не на 99 процентов, а на все 100! — делится опытом кроликовод. — Навоз из-под клетки убираем один раз в два-три месяца. Это очень ценное удобрение. В Европе целые кроликофермы создают только для получения навоза. Эти отходы прекрасно подходят для разведения калифорнийских червей, в результате из навоза получается качественный биогумус. Такое удобрение позволяет абсолютно на любой земле выращивать картофель.
За примерами далеко ходить не надо. В этом году Кизнер посадил на площади, чуть превышающей сотку, полтора мешка картошки, а собрал 18 мешков! И вся она выращена без применения пестицидов.
— Это еще скромный урожай. Прежде на этом участке была поросшая бурьяном свалка, лопата в эту землю не входила, даже трактор ее распахать не мог — настолько была плотной, переплетенной разными корнями, — вспоминает он.
Игорь Львович делает специальные высокие гряды, чтобы земля хорошо прогревалась. Расстояние между ними, если судить по привычным меркам, огромное — 1,3 метра. Под семенные клубни фермер выкладывает солому или сено, на них — перепревший кроличий навоз. Картофелины раскладывает “шахматкой” на расстоянии 0,3 метра друг от друга. После — еще один слой органического удобрения, наверх — землю. Когда появляются первые ростки (примерно по 5 сантиметров), засыпает их землей из междурядий — так повторяет дважды.
— Если посадить картофель в апреле, на него не успевают напасть ни фитофтора, ни колорадский жук, — продолжает делиться опытом Игорь Львович. — И не надо постоянно перепахивать — достаточно это сделать один раз. Зачем вгрызаться в “живую” землю, наполненную микроорганизмами?
“Кроличий” способ возделывания картофеля не требует дополнительных транспортных затрат: далеко за удобрением ходить не надо. Многие звенья из производственного процесса выпадают, а себестоимость картофеля получается даже ниже, чем при традиционном возделывании.

— По такой технологии можно получать и два урожая в год, — утверждает Кизнер. — Однако оправданно это только в том случае, если земельный участок очень маленький. И важно помнить, что эта технология хороша только для приусадебного хозяйства и совсем не подходит для промышленных масштабов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter