Крокодил гена

Одни ученые называют продукты, произведенные с применением генной инженерии, бомбой замедленного действия. Другие утверждают, что ГМО спасет человечество от голода...

Одни ученые называют продукты, произведенные с применением генной инженерии, бомбой замедленного действия. Другие утверждают, что ГМО спасет человечество от голода. Между тем спор о вреде и пользе трансгенов для рядовых потребителей уже потерял смысл. Каждый готов сам решать, что для него и его семьи полезно, а что - нет. Знать бы только правду о продовольственном изобилии!


Риск - дело неблагородное


"Если от этой кукурузы и картошки погибают жуки и черви, где гарантия, что она безвредна для людей? - задается вопросом российский биолог Александр Баранов. - Прямых доказательств вреда ГМО найти пока не удалось. Но зато косвенных подтверждений - хоть отбавляй". Яркий пример - опыты доктора биологических наук Ирины Ермаковой. Она кормила крыс ГМ-соей за две недели до спаривания и во время беременности. В результате больше половины новорожденных крысят вскоре умерли. А среди выживших почти половина отставала в развитии от своих сверстников из контрольной группы. Скандинавские ученые провели собственное исследование и сравнили продуктовую корзину своих соотечественников и жителей Америки. Оказалось, что по набору продуктов, калорийности, соотношению белков, жиров, углеводов и т.д. скандинавы и американцы питаются абсолютно одинаково. За исключением одного: в Америке едят ГМ-продукты, а в странах Скандинавии они запрещены. Так вот, нарушением пищеварительной системы в скандинавских странах страдают только 7 процентов жителей, в Америке - 60 - 70!


"Но ведь есть и другие риски, экологические, например, - убежден вице-президент Российской ассоциации биологической, экологической и продовольственной безопасности в Беларуси Сергей Скребец. - Фермеры многих стран, особенно США и Канады, которые занимаются производством органически чистых продуктов, всерьез беспокоятся за свой товар. Если рядом с их полями есть поле, где выращивается, допустим, трансгенный картофель или соя, то рано или поздно могут пострадать обычные растения. Подвержена риску загрязнения ГМ-посевами и окружающая среда в целом. Ветру ведь не запретишь разносить с места на место пыльцу и семена! И ему все равно, чистые они или с "исправленным" геном".


Еще одна претензия от биологов - ГМО нарушают пищевые цепочки. Старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени А.Н.Северцова РАН Александр Викторов привел конкретный пример. Трансгенную кукурузу перестали есть обычные вредители. Однако в початках появился новый сладкий белок, из-за которого посевы атаковала известная сладкоежка - тля. Следующее звено в пищевой цепочке - божья коровка. Плотно поужинав трансгенной тлей, она становится стерильной...


- Генно-модифицированные объекты - это перспективное направление науки. Однозначно заявлять, что все в них плохо, глупо, - уверен Сергей Скребец. - Но беда в том, что мы узнаем еще не скоро, насколько безвредны для человека такие продукты. По классификации ВОЗ ГМ-организмы растительного и животного происхождения отнесены к категории "новая пища". Соответственно она должна проходить полный цикл исследований на безопасность для жизни и здоровья человека и будущих поколений. Чтобы лекарственный препарат попал в аптеку, нужны годы и даже десятилетия исследований. В случае же с трансгенами, можно сказать, мы получаем их к своему столу прямо из лабораторий. Но даже и это не самое страшное! А пестициды? В Германии из 1.100 пестицидов 327 были признаны опасными для здоровья. Остальные не то что безопасны - просто не хватает методик и возможностей у лабораторий. К слову сказать, в Беларуси исследуются лишь порядка 150 пестицидов. Чувствуете разницу?! И поскольку более 80 процентов существующих сегодня трансгенных растений устойчивы к пестицидам, мы в качестве гарнира к сытному обеду рискуем получить "пестицидную бомбу". Трансгены, может, и не страшны. Страшны отдаленные последствия. Совсем не изученные, а потому непредсказуемые!"


Сдача норм ГМО


"Исследования показали: ГМО для человека безвредны", - утверждает директор Института питания РАМН Виктор Тутельян. Его сотрудники тоже ставили опыты на крысах, но пришли к выводу диаметрально противоположному, чем Ирина Ермакова. К тому же ГМ-технологии оказались безвреднее традиционных методов обработки селекционного материала. Когда семена обрабатывают радиацией или четыреххлористым углеродом, изменяются сразу десятки генов. А здесь - только один.


Российские сельхозпроизводители и вовсе уверены, что от трансгенов одна только польза. Мол, они и корм для скота обогащают, и позволяют сократить затраты на кормежку животных в разы... 40 процентов урожая картофеля на российских полях гибнет от грибковых болезней и колорадского жука. В деньгах эти потери измеряются миллиардами долларов. А если сажать ГМ-картошку (в которой содержится ген бактерий, яд которых смертелен для вредителя), колорадский жук будет обходить эти поля стороной.


В Беларуси на официальном уровне тоже принято считать ГМО абсолютно безвредными. Наш ориентир - рекомендации ВОЗ, которая подтверждает их безопасность. Кроме того, главный государственный санитарный врач Беларуси Валентина Качан не раз подчеркивала, что в стране создана достаточно эффективная система контроля и надзора за безопасностью тех продуктов, которые поступают на прилавки.


Мы за ценой не постоим


По большому счету, потребителям не так уж и важно, кому достанется победа в споре о вреде и пользе ГМ-продуктов. Им важно знать правду о товаре: как, где и, главное, из чего он сделан.


Исследования на наличие и количество генетически модифицированной составляющей (ГМС) в Беларуси проводятся при помощи ПЦР-диагностики - мирового стандарта в данной сфере. Есть методики определения "лишних" генов в рисе, рапсе, картофеле и других продуктах.


- Но при этом исследуются только продукты, содержащие трансгенные кукурузу и сою, - замечает председатель Белорусской ассоциации врачей Валерий Лекторов. И добавляет: - Закон "О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека", принятый в 2003 году, соблюдается из рук вон плохо! Лично я не видел ни на одном продукте сообщения о том, содержит он ГМО или не содержит. Уверен, что и вы не видели. Потребитель продолжает пребывать в неведении, несмотря на то, что по нашему законодательству все товары, содержащие ГМ-компоненты, должны иметь соответствующую маркировку. Это проблема и производителей, и продавцов, и тех компетентных органов, которые призваны контролировать соблюдение исполнения законодательства.


По мнению же Валентины Качан, паниковать нет причин: ведется серьезная работа по усилению контроля за ГМС и в законодательном, и в методическом плане. Создан межведомственный совет по безопасности пищевых продуктов, проведена ревизия имеющейся в стране лабораторной базы, решается вопрос с приобретением более современного оборудования для исследований. Есть надежда, что проверять продукты питания мы будем по мировым стандартам. И не свои - чужие: ГМ-продукты в Беларуси не производят. Наши продукты по праву считаются одними из лучших в мире именно по экологической составляющей. Другое дело, что сырье для некоторых товаров с маркой "Зроблена ў Беларусi" завозится из-за границы...


Проблема еще и в том, что в пищевой промышленности разрешено использование генетически модифицированных микроорганизмов. Они применяются в пивоварении, молочной промышленности, хлебопечении и даже при производстве спирта. В России, например, разрешено около 70 видов ГМ-микроорганизмов. Поэтому хотим этого или нет, мы все равно едим продукты генной инженерии - будь то ряженка, батон или красное вино. Никто ведь не указывает на бутылке кефира, что за микроорганизмы - ГМ или не ГМ - превратили в него молоко. Закон, увы, к этому не обязывает.


Из первых уст


Анна Суша, председатель Белорусского общества защиты потребителей:


- За первые полгода в филиалы нашей организации по всей стране обратилось около 15 тысяч потребителей. Из них только 2 - 3 процента - с жалобами и претензиями на продукты питания. Кстати, эта цифра остается стабильной на протяжении нескольких последних лет. Я не могу припомнить конкретной жалобы на отсутствие маркировки о содержании в товаре ГМ-составляющих. Но зато были претензии на наличие, например, в йогуртах модифицированного крахмала. Именно это определение заявители воспринимали как аналог ГМО. Хотя это не так. Модифицированный - значит, говоря простым языком, усовершенствованный. Но отнюдь не за счет добавления "лишнего" гена!


А как у них?


В России и странах Европы производители обязаны маркировать ГМ-товар особым знаком.


В Америке трансгены продаются в обыкновенной упаковке. Там на добровольной основе маркируется еда без ГМО. Такие продукты называются органически чистыми и стоят существенно дороже генно-модифицированных.


Страны Азии и Африки пошли по пути полного запрета ввоза на свою территорию генетически измененной продукции. Хотя изначально ГМО предназначались именно для них - в качестве панацеи от голода.

Кстати


Первые ГМ-организмы появились в 1980-х годах в Америке благодаря биотехнологии. Дело в том, что у каждого животного, растения или микроорганизма есть свой личный код - ДНК. И ученые-генетики научились в генный код одного организма вводить фрагмент ДНК другого, чтобы придать ему определенные свойства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter