Крохоборы

Пригородные маршруты приносят водителям "левые" миллионы, а городу - миллиарды убытков.
Пригородные маршруты приносят водителям "левые" миллионы, а городу - миллиарды убытков.

Каждые выходные в кассе автостанции "Автозаводская" слышу привычное: "Билетов нет. Есть без мест на следующий рейс". Супруга корит за то, что не позаботился о комфорте заблаговременно: шестилетнему сыну перенести даже 20-минутную поездку на ногах довольно тяжело. Из двух зол, как говорится, выбираю меньшее, и мы пристраиваемся к концу зигзагообразной очереди ожидающих посадки дачников.

Как обычно, женщина-контролер блюдет букву инструкции, пропуская лишь счастливых обладателей билетов. Мольбы о том, что в заполненном наполовину салоне найдется местечко и для безбилетников с детьми, наталкиваются на безапелляционное: "Не положено!" Автобус отъезжает. Перспектива полуторачасового томления в ожидании следующего рейса, понятно, не прельщает, и мы, волоча баулы и младое потомство, спринтерски преодолеваем "стометровку". Задача - отбежать как можно дальше от станции, подальше от глаз контролера. Здесь, на "нейтральной" территории, водитель подбирает запыхавшихся бедолаг. В благодарность за душевность люди оплачивают проезд, естественно, ни словом не вспоминая о выдаче билетов.

Дальше - больше: на всех остановках купюры благодатным дождем сыплются в карман предприимчивого "командира"...

Кое-кто, безусловно, возразит: подумаешь, заработал человек одну-две тысячи на карманные расходы, но не бросил же мучеников на дороге! В управлении транспорта и связи Мингорисполкома не склонны видеть в такого рода поступках сострадание к ближнему. По словам главного ревизора контрольной службы Виктора Святохо, только в первом полугодии нынешнего года контрольные органы проверили около 12 тысяч рейсов и выявили более 800 случаев провоза безбилетников. А проще говоря - обыкновенного воровства. К примеру, водитель автобуса 2-го автобусного парка, ехавший из Костюковичей в Минск, "экспроприировал" 2.611 рублей. Ревизоры потребовали выдать билет "зайцу поневоле", но пойманный за руку крохобор не пожелал расстаться с деньгами. А в автобусе 3-го автопарка, следовавшего по маршруту Чировичи - Минск, из 17 пассажиров лишь трое имели проездные документы. Этот водитель также проигнорировал требование обилетить пассажиров и таким образом вернуть предприятию 2.352 рубля.

Строптивцы лишь усугубили свою вину, отказавшись выполнить требования сотрудников контрольной службы. Как рассказал специалист, материалы о нарушениях направляются руководству автопарков, которое и определяет меру наказания. В основном водителей карают штрафом в размере 40 тысяч, лишением премий или переводом на городские линии, где "греть" руки можно лишь на баранке. В нынешнем году с 249 подобных "предпринимателей" удержано 10 миллионов рублей. В случаях, когда водитель проносится мимо требующих остановки ревизоров или демонстрирует норов, его могут и уволить по статье. Такая участь постигла уже 9 горе-водителей.

И все же в управлении транспорта считают, что директора столичных автопарков чуть ли не с отцовским умилением наблюдают за "шалостями" подчиненных, а то и явно потворствуют их неблаговидным делишкам. Чем ставят ревизоров в двусмысленное положение - ведь контролеры в первую очередь радеют за благополучие этих предприятий. По официальным данным, население оплачивает лишь 40 процентов от себестоимости пригородных перевозок, остальное дотируется из городского бюджета. И "левые" миллионы, присвоенные водителями, могли бы сберечь миллиарды, если учесть, что ежедневно от перронов столичных станций и автовокзалов отправляется почти 1.500 машин. И лишь 5 - 6 процентов из них попадут в поле зрения контролеров. По мнению Виктора Святохо, борьба с присвоением денег обречена на неудачу, если пассажиры не займут гражданскую позицию. Ведь только с нашего молчаливого согласия водитель кладет деньги себе в карман. Деньги, которые должны вернуться нам же, пассажирам, в виде вовремя поданных исправных автобусов, чистых салонов и удобных кресел.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter