К новым экономическим реалиям придется приспосабливаться

Кризиса нет, просто халява закончилась

Недавно журналистская судьба занесла на одну очень представительную бизнес-тусовку. В перерыве между заседаниями тяжеловесные банкиры, финансисты — белорусские, российские — рассредоточились за столиками подкрепиться кофе и рогаликами. Как водится в любой компании, разговоры шли не столько о делах, сколько «за жизнь». «Мужики, да нет никакого кризиса. Просто халява закончилась», — донеслась до моего профессионально чуткого уха фраза. Видимо, прозвучала она в ответ на жалобы собеседников о тяготах текущего момента. Как-то даже на душе стало тепло: есть же здравомыслящие люди. И воспоминания нахлынули из прошлых лет. Ведь действительно, в тучные годы жили не в шоколаде, а купались в халяве. Продавался практически любой товар, фактически по любой цене ниже заоблачной. Нормы прибыли поражали воображение иностранных капиталистов. Конечно, в немалой степени нынешние экономические колебания обусловлены и внешними факторами. Но если вытереть слезки и взглянуть на ситуацию объективно, то нынешнее наше падение в значительной степени было предопределено диалектикой рынка. 


Лет десять назад автодилеры по поводу и без любили проводить многолюдные и шумные пресс-мероприятия. Благо было чем похвастаться: объемы продаж росли не на десятки процентов — иногда в разы. И хотя в то время в стране продавалось всего 15—20 тысяч новых автомобилей, значительно меньше, чем в нынешнем «кризисном», но все были счастливы, довольны и полны оптимизма. Какие тогда строили прогнозы? Почти никаких. Как тогда откровенно сказал один уважаемый эксперт: мол, это западные капиталисты пускай планируют увеличение или снижение спроса на рынке с точностью до сотых и десятых процента. А когда наш рынок растет в геометрической прогрессии, о таких мелочах даже задумываться не надо. Да в чем-то же был прав. И очень ошибался. Умные люди понимали: безудержная эйфория закончится в течение нескольких лет. И тогда придется все считать. Кстати, некоторые дилеры этим начали заниматься в те далекие годы. Автоматизировались, готовили персонал, создавали базы данных… Собственно говоря, сегодня даже иногда смешно слышать жалобы менеджеров на невыносимо тяжелое их положение. Мол, и продукция не самая конкурентоспособная, и модернизироваться не успели, и дистрибуцию создать, и торговая марка слабовата… И резюме: все надо делать, но денег нет. Ладно когда стенают молодые неопытные предприниматели — понять можно: еще не адаптировались к жесткой реальности, в которой существует любой предприниматель. Западному вообще не позавидуешь: там 40% компаний через год жизни банкротятся. А до 5—10-летнего юбилея доживает чуть ли не каждая десятая фирма. Поэтому белорусские несколько тысяч дел о банкротстве – так, слабое и естественное прореживание бизнеса, очень легкое и нежное. 

Впрочем, парадокс-то в другом: кризисные слезки умудряются лить предприниматели и директора с опытом. Некоторые еще в 90-х начинали. Люди вроде бы опытные, прошедшие огонь, воду и медные трубы. Должны понимать: любая экономика, отрасль, предприятие развиваются циклично. И в сытые годы надо делать задел на тяжелое будущее. Которое наступит. Неминуемо придет. С какой стороны «счастье» прилетит – сказать сложно. Но факт его появления не вызывает сомнений. 

И сегодня в стране не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. Да, ставки по кредитам висят удавкой. Но, справедливости ради, надо отметить: всегда поминается цена рублевых кредитов. А их под длинные проекты никто уже давно не берет. Стоимость валютных займов несколько поменьше. Рентабельность реализованной продукции в этом году снизилась, но составляет 8,6%. Это – средняя. У нормальных предприятий показатель 10—15%. Да европейские промышленные предприятия и не мечтают о таком эльдорадо. На Западе 3—5% — великое счастье, а многие работают на 1—2%. И в окупаемости проектов ориентируются на 15—20 лет, а не 3—5, как у нас. Правда, к издержкам там относятся совершенно по-другому. Для чего придумали разные технологии, типа Lean (бережливое производство), системы автоматизации, управления ресурсами… Не ради тренировки мысли, а дабы бороться с издержками и снижать себестоимость. Много ли предприятий могут похвастаться такими технологиями? Единицы. Кстати, они-то сегодня и чувствуют себя неплохо. Потому что понимали в тучные годы – халява сверхприбылей закончится.

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter