Кризис взаимодействия

“Интеграция интеграций” является политическим и экономическим интересом Беларуси.

“Интеграция интеграций” является политическим и экономическим интересом Беларуси.

На прошлой неделе в Академии наук Беларуси состоялась международная научно-практическая конференция” Республика Беларусь – Европейский союз: проблемы и перспективы партнерства”. Двухдневный форум, организованный Институтом философии Академии наук в сотрудничестве с Представительством ЕС в Беларуси, собрал более 60 представителей академической мысли и дипломатических кругов различных государств.

Политологи, аналитики и эксперты-международники сходятся в оценках и отмечают общую тенденцию к значительной активизации политических контактов по линии Европейский союз – Республика Беларусь, что особенно примечательно с учетом сложности двусторонних отношений, которая характерна для субъектов с середины 90–х годов прошлого века.

Последняя попытка нормализации отношений пришлась на период с 2008 по 2010 год, когда ценой значительных дипломатических усилий с двух сторон удалось создать предпосылки для перевода политического взаимодействия в конструктивное русло. Именно в этот период Беларусь была кооптирована в интеграционную инициативу ЕС “Восточное партнерство”, основная цель которой – сближение позиций ЕС и государств европейской части постсоветского пространства.

Однако впоследствии разность оценок итогов кампании по выборам Президента Республики Беларусь вновь отбросила стороны на исходные негативные позиции, когда политические эмоции оказались важнее прагматизма и здравого смысла. В угоду политической конъюнктуре практика диалога и сотрудничества была заменена по решению европейских элит на неоднократно подтвердившую свою бесперспективность на белорусском направлении политику ограниченной изоляции, санкций различного рода, информационного давления. Фактически можно говорить о том, что в проведении своей политики в отношении Беларуси ЕС в очередной раз наступил на старые грабли.

Ведь то, что ЕС и Беларусь нужны друг другу, прекрасно понимают как народы по обе стороны Буга, так и политики, причем не только в Минске и Брюсселе, но и в Москве, и в Киеве, и в Астане. Активность официального Минска на западном направлении свидетельствует не столько об упоре на данный вектор внешней политики белорусского государства, сколько о необходимости выровнять политические отношения с Европейским союзом на предмет соответствия их уровня тем достижениям, которые уже есть в отношениях с ЕС у партнеров Беларуси по СНГ, Таможенному союзу, ЕЭП. Так, если в отношениях ЕС – Россия успешно реализуется двусторонняя программа “Партнерство для модернизации”, Украина готовится к подписанию соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС в ноябре 2013 года, Казахстан декларирует стремление к утверждению отношений с ЕС на уровне “продвинутого партнерства”, то у Беларуси отсутствует даже рамочное соглашение о сотрудничестве с Европейским союзом.

По объемам экспорта в ЕС Беларусь занимает второе место после Украины среди государств, вовлеченных в программу “Восточное партнерство”. Примечательно, что в период наибольшего политического охлаждения, в 2011 году, Беларусь нарастила свой экспорт в страны ЕС более чем на 40 процентов. В настоящее время на долю ЕС приходится более 36 процентов белорусского экспорта товаров, около 50 процентов экспорта услуг и пятая часть импорта. Причем к настоящему моменту в торговых отношениях партнеров положительное сальдо сложилось в пользу белорусской стороны – около 1 млрд долларов за четыре месяца текущего года.

Очевидно, что развитие экономического сотрудничества, привлечение европейских инвестиций и технологий в белорусский производственный сектор не может быть в полной мере эффективным в условиях кризиса политических отношений. Потому вполне логичным видится стремление белорусского руководства к “перезагрузке” отношений с ЕС на основании общей позитивной повестки, равно как закономерен и нарастающий интерес европейских финансово-политических элит к Беларуси. Сейчас, когда несколько поутихли эмоции, наступает оптимальное время для повышения уровня политического доверия между партнерами и формирования конкретных взаимовыгодных проектов совместного развития. В то же время принципиально важным для Беларуси в отношениях с европейскими партнерами является признание с их стороны права белорусского общества на наличие особого социально-политического уклада, обусловленного уникальностью исторического пути белорусского народа и аутентичной политико-правовой традицией. В понимании белорусской академической мысли подобное отличие не значит несоответствие отечественной государственности принципам демократии, а всего лишь является наглядной иллюстрацией невозможности предельной унификации данного понятия и наличия разных “демократий” в цивилизационном пространстве Европы.

Также не выдерживают критики давно набившие оскомину попытки отдельных ангажированных пропагандистов обвинить Беларусь в “рейде на Запад” и “предательстве России”. Подобные мнения тиражируются силами, не заинтересованными в укреплении белорусско–российских отношений, а равно и в мирном существовании на континенте. Подобные силы разнятся по своей страновой и идеологической принадлежности (от отъявленных русофобов до великорусских шовинистов), но едины в том, что пытаются искусственно противопоставить друг другу Российскую Федерацию и Европейский союз, объявляя “камнем преткновения” то Беларусь, то Украину, то любое иное государство из числа участников СНГ.

В белорусской внешней политике вопрос континентального взаимодействия решен однозначно, и подобное виденье неоднократно озвучивалось публично как главой государства, так и высшими должностными лицами страны. Для Беларуси не существует “выбора между Западом и Востоком” по принципу “или – или”: Беларусь выстраивает совершенно особые, не имеющие пока прецедента по степени близости интеграции, отношения с Российской Федерацией в рамках Союзного Государства, участвует в проектах ТС и будущего Евразийского экономического союза, но в то же время заинтересована в присутствии в политических интеграционных процессах, инициируемых ЕС, в Центральной Европе. Сближение позиций ЕС и будущего Евразийского союза, построение единой Европы от Атлантики до Тихого океана, создание общего евразийского экономического пространства на основе принципа “интеграции интеграций” является политическим и экономическим интересом Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter