Кризис по буквам

Петербургский международный экономический форум сенсаций не принес

Завершившийся несколько дней назад 13-й Петербургский международный экономический форум не принес ярких сенсаций. Универсальный рецепт «лекарства» от финансового кризиса, охватившего всю планету, разработан так и не был. Но некоторые интересные предложения о том, как можно облегчить основные симптомы «болезни», все же прозвучали.

Выступая на ПМЭФ, президент России Дмитрий Медведев объявил: дно кризиса еще не пройдено. По его словам, «островком стабильности осталась, наверное, только Антарктида», а сам кризис, судя по последним наблюдениям, — «растение многолетнее и очень живучее». На фоне образных эпитетов не обошлось и без мрачных прогнозов: российский лидер не исключил, что в ближайшее время доллар может подвергнуться сильной инфляции. При этом он предостерег правительства стран от протекционизма, отметив, что государство не должно быть ключевым участником рыночных процессов, а рынки должны регулироваться самостоятельно. Тем не менее он подчеркнул необходимость госпомощи, которая должна сопровождаться внедрением современных технологий, повышением энергоэффективности и производительности труда, а приоритетом антикризисной политики назвал снижение инфляции.

Глава Минфина России Алексей Кудрин также полагает, что дно кризиса еще не достигнуто. Он заявил о необходимости реформирования глобальных финансовых учреждений, в том числе Всемирного банка и Международного валютного фонда. По мнению министра, удельный вес различных регионов мира в структуре этих учреждений должен стать более сбалансированным, иначе реального доверия к их деятельности так и не возникнет. Основной темой выступления российского министра финансов стал рост просроченной задолженности по кредитам. Он даже традиционно высказал опасение, что невозвраты вырастут до 10 % от портфеля кредитов. Но эту проблему можно будет решить путем докапитализации банков через выпуск государственных долговых бумаг. Кстати, такие же неприятности сегодня грозят не только России, но и многим странам Старого Света.

Конечно, не обошлось без прогнозов: участники форума вынуждены были отвечать на самые популярные вопросы — ожидать ли второй волны кризиса и достигла ли экономика своего дна. Свою лепту в предсказания внесли и зарубежные гости. Бывший канцлер Германии Герхард Шредер, например, ожидает конца экономических проблем не раньше 2011 года. По словам профессора Нью-Йоркского университета Нуриэля Рубини, рецессия может продолжаться еще девять месяцев, а финансовые дисбалансы в целом будут сказываться еще два года. В ходе ПМЭФ специалистам удалось если не выяснить, как лечить, то хотя бы диагностировать фундаментальные причины мирового экономического кризиса. По мнению многих, это — искусственно поддерживаемая однополярность мировой экономики и сохранение монополии в ее ключевых сегментах. Один полюс потребления, который финансировался за счет дефицита и соответственно накопления долгов, одна некогда мощная резервная валюта и одна преобладающая в мире система оценки активов и рисков. Во время ПМЭФ его участникам не раз приходилось брать в руки пульты для голосования — только таким образом, по мнению организаторов, можно было выявить не только мнение большинства по ключевым вопросам, но и прийти к любопытным выводам.

К примеру, выяснилось, что справедливой ценой на нефть участники форума считают $ 70—80 за баррель. Президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов обратил внимание на ухудшение состояния сырьевой базы и снижение добычи нефти в странах, не входящих в ОПЕК. По его мнению, это долгосрочная тенденция, которая будет преодолена только с началом полномасштабного освоения нетрадиционных запасов, в частности, месторождений глубоководного шельфа. В свою очередь генеральный директор госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс оптимистично отметил: в условиях формирования «усредненных» цен на энергоносители должна сделать серьезный рывок инновационная политика сырьевых держав. «Высокий ценник на нефть и нефтепродукты, если так угодно, расхолодил производителей, и они стали меньше уделять внимания инновационной политике, теперь же ее роль серьезно возрастает», — уверен он.

По словам президента российского ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Михаила Шамолина, сегодня антикризисной гаванью, в которой легче будет переживать «штормовое предупреждение», способны стать телекоммуникации. «Если присмотреться внимательно, с 1995 года даже самые бурно растущие сырьевые рынки не показали такой динамики, какую продемонстрировал рынок телекоммуникаций. Если до кризиса «нефтянка» успела вырасти в 5,7 раза, то телекоммуникации показали рост в 8,7 раза. Даже в нынешнем году на фоне падения других рынков здесь наблюдается положительная динамика», — пояснил причину своего оптимизма глава сотовой компании. Кстати, оживление на сырьевых рынках, которое началось параллельно с ПМЭФ, Михаил Шамолин отметил как положительную тенденцию. «Если делить временной отрезок нынешнего кризиса на 10 равных частей, то я бы сказал, что мы сегодня находимся где-то на восьмом отрезке. Скоро нормализуются сырьевые рынки, и вслед за ними все станет хорошо и в товарном сегменте», — пояснил руководитель «МТС».

Говоря об итогах форума, надо признать, что ответов на большинство стоящих перед миром вопросов в Петербурге так и не прозвучало. Осталось неясным, можно ли расценивать положительные сигналы в мировой экономике как замедление глобальной рецессии и стоит ли ждать второй волны кризиса. Кардинально новых для рынка заявлений на форуме сделано не было. Но вывод, который можно сделать по окончании ПМЭФ, следующий: в мировой экономике возможен как позитивный сценарий скорого выхода из кризиса, так и негативный, когда экономическая ситуация ухудшится. Через год, кстати, представители власти и бизнеса решили встретиться в совершенно иной финансовой обстановке.

Минск – Санкт-Петербург – Минск 

--------------------------------

Кстати 

Скромный аналог Давоса

Нынешний ПМЭФ был не в пример скромнее предшественников. Бюджет его был на треть меньше прошлогоднего, когда организация форума обошлась в 716 млн. российских рублей. Всего на форуме присутствовало 3,5 тыс. человек из 85 стран мира (в прошлом году иностранных гостей было 8 тыс.), пять глав государств и 14 их заместителей, 46 губернаторов российских регионов. И хотя лидеров европейских государств участвовало не так уж и много, все равно состав оказался представительным.

В этом году больше велись переговоры о рефинансировании и реструктуризации долгов между компаниями и кредиторами, новых сделок было меньше. Тем не менее контрактов, по утверждениям российского Минэкономразвития, было подписано на несколько миллиардов долларов. В прошлом году, кстати, было подписано 17 контрактов на $ 14,6 млрд.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter