Кривое зеркало

Что в дневнике современного школьника?

Что в дневнике современного школьника?

Жена у меня — человек дотошный и аккуратный. Сохранила дневники сыновей с той поры, когда они учились в школе. А прошел уже не один десяток лет. Интересно, конечно, посмотреть на их тогдашнюю успеваемость, прочесть записи учителей. Последние красными чернилами писали почему-то только замечания по поведению на переменах и уроках, о драках с одноклассниками, других детских проступках типа дерганья девочек за косички или подножки товарищу. В связи с этим вспомнились слова знакомого, учителя с большим педагогическим стажем, который дневник называл “зеркалом ученика”. И получалось, что зеркало-то кривит, искажает. Сыны учились без троек, преимущественно с отличными оценками. Побеждали даже на районных предметных олимпиадах, занимались спортом, участвовали в общественных школьных мероприятиях. В конечном итоге получили вузовские дипломы электронщиков.

В министерском приказе шестнадцатилетней давности, изданном “в целях упорядочения”, поскольку школьные дневники единообразием в ту пору не отличались, утверждается, что они являются “важнейшим средством контроля деятельности учеников общеобразовательных школ”. В принципе правильно. Но этот контроль на практике осуществляется как-то однобоко, поэтому за месяц, а то и более, до окончания учебного года у некоторых учеников дневники вдруг “списываются”. Листов для записи домашних заданий и выставления оценок оказывается маловато, поскольку обладатель “средства контроля” еще в первой четверти из серединки их несколько изъял.

А один знакомый родитель рассказывал, что после не совсем корректной записи учителя в дневнике сына, тот его просто... закопал, сказав, что утерял. И такие истории нередки.

А почему? Ответ на этот вопрос пришел неожиданно.

Как-то довелось побывать в гостях у родственников в Санкт-Петербурге. Две подвижные девчушки-пичужки похвастались перед гостем успехами в учебе, продемонстрировав свои дневники. Эти “зеркала учениц” и заинтересовали, и удивили. Фиксировали они не только оценки, замечания, но и все достижения школьниц, равно как и всей школы, в самодеятельности, конкурсах, олимпиадах, а также содержали сведения об отличниках во всех классах, об окончивших учебу в предыдущем году с медалями и еще много-много другого, характеризующего и школу, и обладателей дневников с положительных сторон. Такой документ, в котором отмечены не только твои разовые промахи в поведении на уроках и переменах, но и все достижения, вряд ли появится мысль закопать либо ополовинить, чтобы скорее “списался”. Поскольку дневники юных санкт-петербуржек с разнообразными графами для заполнения выполнены полиграфическим способом, ясно, что речь идет об их индивидуальных заказах на их изготовление от каждой школы. Но, как выяснилось, полиграфические расходы оплачивают родители, сдавая незначительные суммы (по сто российских рублей). Однако результат того стоит. Хотя и в стандартном школьном дневнике можно найти место для подобной информации.

Многие родители, убеждая детей исправно посещать школьные занятия, добросовестно слушать учителей и готовиться к урокам, говорят, что учеба — это их работа на детско-отрочески-юношеский период жизни. Думается, мамы и папы недалеки от истины. Действительно, с семи до семнадцати лет у ребят основная задача — впитать тот багаж знаний и навыков, который им дают педагоги и воспитатели. Чтобы потом на их основе либо продолжить учебу, либо освоить избранную профессию. С приходом на производство на каждого работника заполняется трудовая книжка, в которой, как известно, фиксируется не только стаж работы на различных предприятиях и должностях, но и поощрения, награды, а равно и наказания. Может, резонно будет и школьные дневники устроить по такому подобию? Чтобы не резали глаза только красные записи учителей о ребячьих шалостях, незначительных недоработках. Чтобы не превращалось “зеркало ученика” в своеобразную дубину, используя которую, учитель может карать или миловать.

Помнится, во времена “великого и могучего” на каждого школьника заводилось специальное дело, в которое классные руководители ежегодно вносили итоговые оценки и писали характеристики. Сжато, кратко (столько отводилось места) и очень часто формально. Для галочки. Потому что эти личные дела никому не показывались. Ребята и родители подчас даже не подозревали об их существовании. Но и там отмечалось не все. Никакие сведения о награждении победителей дипломами спортивных турниров или предметных олимпиад не вносились.

Конечно, в школе все не могут быть отличниками, как и хорошими спортсменами, активистами в общественной жизни. У каждого свои склонности. И все же вовремя замеченные и зафиксированные эти положительные склонности представляются немалым стимулом к выполнению главной задачи ученика — добросовестно учиться, постигать азы жизни, чтобы стать образованным, думающим и отвечающим за свои поступки человеком.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter