Кривая не вывезла

Триумфальное шествие отечественной легкой промышленности закончилось.
Триумфальное шествие отечественной легкой промышленности закончилось. Пятая часть товаров, заказанных торговлей на 2000 год у концерна "Беллегпром", не востребована покупателем. А это, между прочим, седьмая доля годового выпуска. Часть "излишков" по сложным схемам удалось пристроить за рубежом, но около 4 процентов продукции легло на склады. Давненько с нашими фабриками не случалось такого. Президент концерна Владимир Демидов объясняет неудачу "падением покупательной способности населения".

Но в это можно поверить, лишь безапелляционно обвинив статистику в очковтирательстве и приписках. Ведь, по данным Минстата, реальные доходы населения Беларуси в прошлом году выросли на 19 процентов, товарооборот - на 8,5 процента. Только в магазинах (не считая рынки) обуви продано на 3,4 процента, трикотажа - на 13,7 процента, одежды и белья - на 9,6 процента больше, чем в 1999 году. К сожалению, менее трех четвертей этих товаров были отечественного производства. Особенно стремительно теряют рынок обувщики, сократив выпуск на 8 процентов. В целом же к началу 2001 года легкая промышленность имела месячный запас нереализованной продукции.

И в данном случае версия о падении покупательной способности - весьма опасное заблуждение. Прежний покупательский бум преимущественно был обусловлен национальными особенностями кредитно-денежной политики - двойным курсом рубля, огромной инфляцией. Добротные товары из натуральных шерстяных и хлопковых тканей оказывались баснословно дешевыми по сравнению с импортной блестящей синтетикой. Но по мере расставания экономики с "сюрреализмом" ситуация меняется. Рост легкой промышленности происходил на старой базе с минимумом инвестиций - 2 - 2,5 процента обновления оборудования в год. Причем легче всего было швейникам, где, условно говоря, за 50 тысяч долларов можно установить новую производственную линию. В трикотажной отрасли, например, столько стоит одна вязальная машина, о текстильной и речи нет - там нужны миллионы.

Что же в итоге? Швейники вышли на 115,4 процента производства к уровню 1990 года, а текстильщики не поднялись выше 53 процентов. Барановичское хлопчатобумажное объединение, обеспечивавшее трикотажников и швейников сырьем, простаивает не первый месяц. Гигант нуждается в немедленной и очень дорогой реанимации. И если бы только он. По словам директора ОАО "Славянка" Тимура Бочоришвили, плащевые, курточные, смесовые ткани могилевского "Моготэкса" по качественной структуре лет на 10 отстали от импортных. Таким образом, огромное количество сырья и комплектующих легпрому приходится завозить. К тому же непреложной данностью становится присутствие на белорусском рынке не только дешевого китайско-турецкого ширпотреба, но и крепнущих российских предприятий. Конкуренция усиливается.

Между тем итоги осенних ярмарок-2000, где формировался заказ на нынешний год, неутешительны. По словам начальника управления организации потребительского рынка товаров легкой промышленности Минторга Михаила Слижова, 1 миллион трикотажных, 400 тысяч швейных изделий и 350 тысяч единиц обуви не были закуплены представителями торговых организаций с убийственной формулировкой: не соответствуют направлениям моды. Сколько это в общем объеме? Да не так уж мало: 3,5, 10 и 5 процентов соответственно. Наши предприятия плохо усвоили железный принцип рынка: производить то, что продается, а не продавать то, что производится. Целевая установка на вал в такой гибкой отрасли абсурдна и приводит только к росту запасов. Но от динамики объемов напрямую зависит зарплата и директора, и рабочего...

Во всем мире, и в России в том числе, производители работают по заказам торговли. У нас внешне вроде то же самое, но за точность своего прогноза продающая сторона не отвечает. Например, по словам директора минской фабрики головных уборов "Людмила" Анатолия Кошевца, предприятие в начале 2000 года специально взяло кредит и к летнему сезону полностью выполнило заказ торговли, но востребованной оказалась только половина изделий и 150 миллионов рублей "замерзли" в товаре на целый год. И у одной ли "Людмилы"?

"Отечественный рынок мертв", - утверждают представители белорусской индустрии моды. Думаю, это не так, просто покупатель стал более требовательным и прихотливым.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter