Крестьяне хотят производить дешевые продукты

Семен Шапиро: Не нужно производить в Беларуси все сельхозмашины

Недавно успешно завершилась посевная. Как считают экономисты, от объемов урожая во многом будет зависеть и общая макроэкономическая ситуация. Пока Минэкономики рассматривает сельское хозяйство как одну из отраслей, которая может компенсировать падение объемов производства в промышленности и обеспечить рост ВВП. О перспективах развития аграрного сектора рассказал министр сельского хозяйства и продовольствия Семен Шапиро.

— Семен Борисович, как изменения в мировой экономике, связанные с кризисом, отразились на сельскохозяйственном производстве? Снизились ли издержки и себестоимость продукции животноводства и растениеводства в связи с падением цен на продукцию на сырьевых рынках?

— Видимо, нет ни одной страны, отрасли, предприятия, на которые экономический кризис не оказывает отрицательное влияние. Не исключение и аграрный сектор Беларуси.

Во-первых, отрасль потребляет значительный объем материальных ресурсов, в том числе и импортируемых (минеральные удобрения, средства защиты, белковосодержащие добавки, нефтепродукты), следовательно, на себестоимость ложатся дополнительные затраты по курсовой разнице. Процесс производства в сельском хозяйстве продолжительный — год и более, поэтому подорожание-удешевление сырьевой составляющей не так быстро и выразительно отражается на себестоимости готовой продукции. Например, в текущем году будут произведены более дорогие корма, но на себестоимости молока и финансовых результатах это скажется только в следующем году.

Во-вторых, цены на многие виды продовольствия в стране социально защищены, поэтому АПК является дотационным из бюджета и бюджетных фондов. В момент финансового кризиса возможности бюджета сокращаются, так как и другие отрасли, особенно экспортоориентированные, каких в нашей стране много, получают меньше доходов и также требуют государственной поддержки. Тем не менее, благодаря заготовке в прошлом году большего объема кормов, за 4 месяца 2009 года в общественном животноводстве прирост валовой продукции составил 9 %, и такой темп продолжает удерживаться.

— Какая конъюнктура цен на основные продовольственные товары на мировых рынках? Каковы тенденции? Будут ли расти цены на продовольствие и какие факторы влияют на их рост или падение?

— Агропромышленный комплекс, особенно его перерабатывающая промышленность, является экспортно-ориентированной. Более 20 % мясной и почти 55 % молочной продукции реализуется за рубеж. С середины 2008 года в результате проявления кризисных явлений в мировой экономике, снижения спроса стали резко падать экспортные цены на молочную продукцию, особенно на сухое молоко и масло. Для примера: за первый квартал текущего года по сравнению с первым кварталом прошлого экспортные цены на сухое обезжиренное молоко снизились на 58 %, на масло — на 42 %, а в целом по молочной продукции — на 40 %. Безусловно, это очень отрицательно отражается на финансовом состоянии молокоперерабатывающих предприятий. В то же время на свинину и говядину экспортные цены пока не снизились.

Сколько будет продолжаться кризис — покажет время. На внутреннем рынке цены, безусловно, будут зависеть от уровня себестоимости производства и доходов населения. Для повышения эффективности молочной отрасли, выхода на рентабельную работу реализуются внутренние резервы: сокращаются расходы на транспорт, на переработку, комплексное использование сырья и отходов, изменяется структура производства в сторону более рентабельной готовой продукции.

— Белорусские продукты питания всегда славились своей натуральностью и качеством. Однако сегодня себестоимость таких товаров достаточно высокая. Но белорусские комбинаты не особенно стремятся осваивать бюджетные виды продукции: колбасы, паштеты, мясные консервы и так далее, с добавлением крупы, обвалки и других ингредиентов, которые также натуральные, но снижают себестоимость продукции. Планируется ли в ближайшее время расширять линейку продукции, осваивая дешевые продукты?

— Производить продукцию высокого качества и иметь хорошую репутацию на рынке очень важно, особенно в настоящее время, когда предложение опережает спрос. Что касается бюджетных видов мясопродукции, то их в достаточном ассортименте производят и наши мясокомбинаты. Но такие продукты не пользуются повышенным спросом у белорусских покупателей, а промышленность работает под заказ торговли.

— Белорусская промышленность сегодня освоила выпуск широкого спектра сельскохозяйственной техники. Однако некоторые машины и механизмы по-прежнему приходится закупать за рубежом. В отдельных случаях возникает несовместимость отечественных и иностранных машин и механизмов. Например, отечественные трактора могут работать далеко не со всеми иностранными плугами и другими прицепными сельскохозяйственными машинами. Каким образом, по вашему мнению, необходимо решать проблему разработки и производства отечественной сельскохозяйственной техники, развития направления импортозамещения? Необходимо ли создавать не отдельные образцы техники, а полноценные шлейфы машин и механизмов для выращивания определенных культур?

— Белорусские сельхозмашиностроители освоили производство большого перечня машин, в том числе нового поколения.

Оснащение села идет в основном за счет техники белорусских машиностроителей. К сожалению, качество техники не всегда удовлетворяет крестьян, да и цены в последнее время стали кусаться. А то, что импортные плуги не подходят к нашим тракторам, это скорее шутка. К импортозамещению нужно стремиться , но это — не панацея. А вот стоит ли делать все машины в Беларуси? Конечно же, нет. Это очень дорого для такой небольшой страны. Нужно найти свою специализацию, освоить производство нескольких машин, довести их качество до уровня европейских фирм и выходить на мировой рынок. А на мировом рынке покупать технику других фирм. И шлейф машин для возделывания одной культуры таким образом комплектовать нужно. А мы стараемся все сделать сами.

Вот только зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов уже под десяток марок производят два завода. Освоение каждой марки стоит немалых денег, при этом большой набор комплектующих деталей завозится из-за рубежа. Например, РО «Гомсельмаш» на текущий год заявлена цена на комбайн КЗ-14 с приставками для уборки кукурузы и рапса 1 080 млн. руб. Чтобы его приобрести, необходимо продать 3 600 т зерна или 1 800 т молока. С учетом расходов на лизинг такой комбайн обойдется хозяйству на 700 млн. руб. дороже. Все эти затраты в конечном итоге ложатся на стоимость продовольствия. А крестьяне не хотят, чтобы продукты были дорогими.

— В последние годы в Беларуси активно развивается тепличное хозяйство. Однако далеко не во всех районах республики экономически выгодно возделывание культур в закрытом грунте — высокие издержки на энергоносители делают такие овощи и фрукты неконкурентоспособными по сравнению с иностранной продукцией из стран с более теплым климатом. Насколько, по вашему мнению, целесообразно выращивание культур в теплицах?

— Выращивание овощей в условиях зимних теплиц является важной составляющей в общем конвейере производства для круглогодичного обеспечения населения свежей продукцией. Сегодня тепличный комплекс республики включает 27 крупных тепличных комбинатов, в которых в 2008 году выращено 85 тыс. т овощей, или по 9 кг на душу населения.

Развитие тепличного комплекса предусмотрено на основе энергосбережения, экономии материально-технических ресурсов и максимального импортозамещения. На базе каждого тепличного комбината разработаны и осуществляются конкретные мероприятия по сокращению потребления газа и электроэнергии, что позволяет снизить себестоимость производимой продукции и повысить рентабельность производства. Дальнейшее развитие тепличного комплекса и внедрение эффективных технологий выращивания овощных культур в условиях зимних теплиц позволит достигнуть наиболее полного обеспечения населения отечественной ранней овощной продукцией расширенного ассортимента. Пока наши овощи конкурентны по сравнению с продукцией, ввезенной из теплых стран. Посмотрим, что будет после перехода на рыночные цены на газ.

— Сейчас ведутся активные разговоры об акционировании, приватизации и разгосударствлении. По вашему мнению, насколько актуально через процедуру купли-продажи акций создание вертикальных холдингов в Беларуси — крупных сельхозпредприятий, которые могли бы обеспечивать полный цикл производства: растениеводство, переработка и хранение его продуктов, производство кормов, мощности для животноводства и переработки этой продукции? Конкурентоспособны ли такие объединения разнопрофильных производственных мощностей?

— Такие агропромышленные формирования, где сосредоточены производство, переработка, хранение и реализация, более конкурентоспособны. Это можно видеть на примере построения российских агрохолдингов. Поэтому мы и ведем работу по созданию кооперативно-интеграционных структур, в том числе и холдингового типа. Хорошими примерами в этом направлении в нашей стране могут служить ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский», ОАО «Гроднохлебопродукт» и другие.

— За счет каких мероприятий можно поднять конкурентоспособность белорусской сельскохозяйственной продукции на мировых рынках? Какие финансовые механизмы могут использоваться для ее продвижения на рынках СНГ? Испытывают ли сейчас белорусские производители продуктов питания необходимость в торговом финансировании и других банковских продуктах, которые обеспечивают экспортно-импортные поставки?

— Продвижение товара на рынок может осуществляться за счет двух основных факторов — качества (и все, что с этим связано: упаковка, выгодная расфасовка, быстрая после приготовления доставка покупателю и т.д.) и цены. Как мы уже говорили, для белорусских производителей качество товара является определяющим аспектом. На мировом рынке существуют соответствующие цены и их уровень. К сожалению, они ориентируются не на нас, а на цены, предлагаемые странами, где условия способствуют низким затратам на производство или государственная поддержка сельского хозяйства является высокой. Для примера можно сравнить условия для производства молока в Беларуси и Новой Зеландии или государственную поддержку в Швейцарии и нашей стране.

Если говорить о финансовых механизмах для продвижения экспорта, то это в первую очередь торговля. Но не только. Все покупатели хотят получить отсрочку платежа.  В некотором виде белорусские аграрники оказывают такую услугу нашей торговле и особенно потребкооперации за счет того, что последние несвоевременно оплачивают полученные товары. Например, хлеб, молоко и другие товары реализуются за 2—3 дня, а деньги за них поступают через месяц и более.

Но то, что предлагают отдельные торговые системы России, выходит за рамки всякого здравого смысла. Получать оплату за поставленное продовольствие через 90—120 дней — это несерьезно. За это время можно вырастить три оборота бройлеров, а деньги за первую партию еще не поступят. Смешно. Поэтому должно быть строгое правило, получил товар — расплатись в срок, например, через три дня. Агропромышленный комплекс работает в более сложных условиях, чем торговля. Поэтому каждый должен кредитоваться в банках в интересах собственной деятельности, а не за чей-то счет.

— Насколько сегодня отечественная сельскохозяйственная отрасль привлекательна для иностранных инвесторов? На каких условиях импорт-ный капитал готов участвовать в финансировании модернизации и развитии предприятий — производителей сельскохозяйственной продукции и производителей продуктов питания?

— Сельскохозяйственная отрасль редко в какой стране может похвастаться своей привлекательностью для иностранных инвестиций. Обеспечение собственных граждан — в основном удел местного крестьянства. Поэтому в производстве сельскохозяйственной продукции у нас пока лишь единицы ино-странных инвесторов. А сфер для привлечения иностранного капитала в Беларуси достаточно. Сейчас наиболее привлекательными для инвестиций являются: строительство крупной птицефабрики по производству и переработке мяса индейки, строительство нескольких свиноводческих комплексов, заводов по переработке рапса, предприятий по производству бактериального концентрата для молочной промышленности и переработке молочной сыворотки, а также строительство новых предприятий и реконструкция действующих для производства сыров.

Финансовые возможности бизнеса могут быть направлены в организацию переработки вторичных ресурсов из отечественного сырья: сушка барды, производство кормовых дрожжей с использованием барды, производство белкового концентрата из картофельного сока, а также в организацию производства отечественных ферментных препаратов, аминокислот, подкислителей, ароматизаторов, используемых в производстве комбикормов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter