Чем вызваны “трудности пересчета”

Крестик на нолики

Недавно при пересчете выручки в одном из мозырских магазинов кассир обнаружила необычную сотенную купюру. На фальшивку она была не похожа, однако и к отечественной валюте отношения не имела. Банкнота, да не та…

К этой оказии добавилась еще одна: в кассе не хватало более 90 рублей. Продавцы вызвали милицию. Просмотрев запись видеокамер, сотрудники ОБЭП выяснили, что банкнотой расплатилась одна из покупательниц, купившая продуктов на 6 рублей.

Купюру направили на экспертизу в управление Государственного комитета судебных экспертиз по Гомельской области. Специалисты пришли к однозначному выводу: банкнота настоящая. Хоть и редкая.

— Это расчетный билет Центробанка РФ достоинством 100 рублей, который наряду с другими дензнаками имеет право хождения на территории Российской Федерации, — уточнил официальный представитель УГКСЭ по Гомельской области Руслан Габрилев.

Прежде всего меня удивляет то, с какой легкостью банкноту приняла продавец. Уж кто-кто, а работник торговли должен знать, как выглядят новые деньги. Пресловутый человеческий фактор во всей красе.

По поводу деноминации невроз у особо мнительных граждан начался задолго до 1 июля. Оккупировавшие скамейки у подъездов «народные эксперты» мрачно пророчили:

— Ну все. Сейчас нули уберут — цены взлетят.

Этот «прогноз» пришлось пресекать самому Президенту. Во время визита в Гомель Александр Лукашенко сказал доходчиво и недвусмысленно: «Роста цен в связи с деноминацией не будет. Это я вам гарантирую. Мы за это оторвем головы, если кто-то попробует воспользоваться этим техническим процессом». Если кто-то и собирался схимичить, то вовремя одумался. Скачка цен, как мы видим, не произошло.

А что произошло? Как уже сказано, чисто техническая операция. Удивляет болезненность, с которой ее кто-то воспринял. С информированием проблем не было. О том, как будет проходить деноминация и в чем ее суть, сообщали без исключения все СМИ. На ярлыках писались цены в двух исчислениях, на витринах по-прежнему пестреют плакаты с изображением новых денег и указанием их «близнецов» среди купюр 2000 года. Такие же шпаргалки имеются на кассах. Казалось, адаптация должна пройти быстро. Но нет…

Больше месяца приходится наблюдать забавные, а по сути своей абсурдные сцены. Вот девушка возле кассы рассматривает белорусские копейки так, словно на ее ладони древнеримские динарии:

— Ой, а можно мне сдачу нормальными деньгами?

В другом магазине молодой человек подходит к кассиру с новыми купюрами в руках:

— Извините, а можно на старые поменять?

Можно-то можно, да только зачем нужно? Хождение и платежную способность купюры имеют одинаковые, а ностальгировать вроде как еще рано. Одно дело, когда переключиться не могут бабушки-старушки, тяжело принимающие любые новшества. Однако когда такую закостенелость демонстрируют вполне трудоспособные люди, выглядит, по меньшей мере, нелепо. По интернету кочует пост о двухрублевой монете, якобы развалившейся в руках. В качестве доказательства представлено изображение «расчлененной» монеты: никелированное кольцо и кругляш сердцевины рядом. Правда, вид фото многих навел на мысль о том, что развалился рубль отнюдь не произвольно. «Такое могли сделать и нарочно. Возможно, и молотком постарались», — прокомментировал инцидент представитель Литовского монетного двора в эфире телеканала ОНТ.

Что ж, маниакальное стремление сетевых графоманов набрать как можно больше лайков, комментов и перепостов проявлялось уже не раз. И экзекуция над беззащитным дензнаком — меньшее из того, на что они готовы пойти.

Монета, пардон за каламбур, не может дать сдачи. Да и предъявить претензии, пусть даже самые нелепые, при желании труда не составит. Вот, например: малыш проглотил копейку. Однако давайте честно: в монетах ли дело? С таким же успехом несмышленое дитя глотает пуговицы, таблетки, любые другие мелкие предметы, которые оказываются под рукой. Что правильнее: отказаться от их чеканки или все-таки контролировать малыша? Впору вспомнить и москитные сетки, опираясь на которые, дети падают из окон домов. Только кто виноват: сетки или родители, оставившие вездесущее чадо без присмотра в комнате с открытым окном? Вопросы риторические, поскольку ответы уж слишком очевидные.

И напоследок еще раз о «трудностях пересчета». Признаюсь как на духу: у самого с математикой не ладилось еще в школе. Но даже моих скромных способностей хватает, чтобы произвести в уме нужные вычисления, отбросить четыре нуля и не заморачиваться, получая 1 копейку.

В жизни и без того хватает проблем, чтобы создавать дополнительные, по сути, на пустом месте. Совершенно не важно, деньги какого года лежат в вашем кошельке. Главное, чтобы они там не переводились. Чего вам искренне желаю.

proleskovskiy77@mail.ru

Фото предоставлено УГКСЭ РБ по Гомельской области
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter