Креста на вас нет

Даже накануне Пасхи кое-кто не считает грехом наживаться с помощью обмана

Даже накануне главного православного праздника кое-кто не считает большим грехом и стыдом наживаться на нас с помощью обмана

Думаю, не ошибусь, если скажу, что наступления  светлого праздника Пасхи многие из моих православных соотечественников ждут с нетерпением. И не только потому, что можно будет приобщиться к таинству воскрешения, но и с практической, уж извините за такую приземленность рассуждений,  точки зрения. Дело в том, что закончится многодневный и строгий пост и можно будет перейти на привычный режим питания. По моим наблюдениям, в последние годы все больше людей стараются держаться из последних сил, но от запрещенной еды отказываться. Если не в течение всего поста, то за две-три недели до Пасхи уж точно. Какой ценой это дается, я попыталась испытать на себе. Итог оказался плачевен – с ужасом я поняла, что не стать мне вегетарианкой в нашей стране никогда. По крайней мере, до той славной поры, пока наша торговля не изменит своему вековому принципу: втюхать своим же согражданам любой ценой любой товар.

Казалось бы, сегодня поводов для недовольства у потребителей быть не должно.  Прилавки ломятся,  в какой магазин ни зайди, и не только в столице, выбирай — не хочу. Но в том-то и дело, что когда начинаешь пристально выбирать из предложенного и присматриваться к тому, что скрывается за яркой упаковкой, понимаешь, что и впрямь – не больно-то и хочется. Скажем, картошка, без которой в пост, как ни крути, не продержишься и трех дней. Уж  как ее только у нас не презентуют – и в сеточку упакуют, и в чистенькие пакетики положат. И ярлык многообещающий приклеят, как в моем гипермаркете «Соседи» — «картофель ранний». «Ранний?» — с удивлением пробивала на кассе чек девушка, которая с минуту изучала содержимое пакета (наверняка в ее мозгу пронеслось – «как так, я здесь работаю, а картофель ранний по тысяче рублей за килограмм мимо просвистывает?»). Причины ее недоумения я поняла дома, как только развернула пакет – картошка была изрядного «возраста», с наростами и кусками земли, под которыми скрывалось нечто малоаппетитное и порядком подгнившее.

Вообще, говорить о картошке – той, что нам продают в магазинах под видом высококачественного продукта – я могу до бесконечности. Потому что, сколько себя помню, мне пытаются впарить под этим названием продукт с червоточинами, изрезанный, на килограмм которого приходится полкилограмма очисток. Понимаю, что не каждый директор торговой точки способен найти в себе силы пересмотреть каждую картофелину на предмет ее хотя бы видимого глазу совершенства. Но минимальную сортировку неужто так трудно провести? Как-то раз взбунтовалась, подхожу к администратору – как же, говорю, не стыдно, такой брак продавать? «Стыдно – у кого видно, — парировал тот. — А здесь-то ничего не видно!» Сколько бывала в Европе, Восточной или там Западной, не припомню, чтобы на тамошних прилавках было нечто, хотя бы отдаленно напоминавшее наш магазинный картофель. Могу представить, какой скандал разразился бы, купи там гражданин какую-нибудь гниль. Репутация дороже сверхприбылей, а у нас, выходит, наоборот. В стране, где картофель давно стал вторым хлебом, торговать жалкой пародией на него не стыдно? А в период подготовки к православному празднику даже не грешно?

Да ладно бы один картофель. Не совестно у нас продавать и подпорченную свеклу, капусту, подбитые яблоки и подгнившие помидоры, помятые или высохшие цитрусовые, залежалые расползающиеся бананы (этому товару место только на помойке, а у нас они в продаже, по полторы тысячи рублей за килограмм). К счастью, в магазине я могу сама себе выбрать овощи и фрукты и купить только то, что нравится. А на рынке торговка не позволит. Все сама энергично запихает в непрозрачный пакет и довольна, что сбыла какой-нибудь «неформат». Но там зачастую дешевле, вот и покупаем. Хорошо еще, что до Пасхи не появилась в продаже клубника, черешня, лесные ягоды по астрономическим ценам – битву за качество вести практически нереально (ответ один: не нравится — не берите, а выбрать не дам!), а разориться только на сезонных фруктах-ягодах  очень даже легко.

Все чаще в поле зрения нечистых на руку торговцев попадают и товары импортные, «виновные» лишь в том, что сроки их годности тают на глазах, а продаваться они не успевают. Буквально два дня назад сотрудники отдела по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями Первомайского РУВД вместе с работниками санслужбы Октябрьского района столицы на одном из коммерческих предприятий в промзоне «Колядичи» обнаружили 20 тысяч упаковок напитка «Пепси» с истекшим сроком годности на общую сумму 30 миллионов рублей. На директора составили административный протокол – такой пустяк в сравнении с тем, что могло случиться с детьми, большими любителями этого напитка, поступи тот в продажу.

Такие ушлые торговцы даже накануне главного православного праздника в грехах не покаются и мясо есть не перестанут. Как-то, помнится, зашла домой к одному владельцу магазина во время жесточайшего поста, да и на прилавках в то время было хоть шаром покати. Столы ломились, от запеченного поросенка в том числе. «А что, — сказал тот, нимало не смутившись, — перекрестили порося в карася и живем!»

Впрочем, сегодня такой день, что в людях хочется видеть только хорошее. Даже хочется, пусть и на краткий миг, поверить в то, что совесть у наших продавцов когда-нибудь проснется и они перестанут нас дурить и наживаться любой ценой – ну хотя бы в период поста.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter