Крест и поклоны

Издавна православные христиане во время молитвы осеняют себя крестом. Эта традиция появилась еще в первые века христианства, потому что Господь Иисус Христос, чтобы нас спасти, пострадал и умер на Кресте. Но Спаситель не только умер, но и воскрес. Поэтому крест для нас — это символ победы над смертью, грехом, символ нашего спасения. По этой причине Крест Христов сопровождает православных христиан на всем их жизненном пути. Но крест — это не только символ или знамя, но еще и действительное оружие и защита.

Как правильно перекреститься? Поскольку крестное знамение для нас является святыней, налагать его на себя мы должны правильно, не торопясь, с благоговением. Чтобы верно перекреститься, мы складываем пальцы правой руки таким образом, чтобы кончики большого, указательного и среднего пальцев соединились, а два последних — безымянный и мизинец — должны быть прижаты к ладони. В этой традиции большой духовный смысл. В крестном знамении заложены два самых главных догмата, две главные истины нашей Православной церкви. Тремя сложенными пальцами мы показываем, что верим в Пресвятую Троицу, Бога, троичного в Лицах, но единого по Существу. А двумя — показываем, что Иисус Христос, второе Лицо Святой Троицы, был истинным Богом и истинным Человеком. Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные пальцы на лоб — для освящения нашего ума, на живот — для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи — для освящения наших духовных и телесных сил.

У многих людей может возникнуть вопрос: а почему надо креститься именно правой рукой и можно ли перекреститься левой? Ответить на этот вопрос не так уж легко ввиду того, что в Священном Писании нет никакого предписания о том, как креститься. Образ нанесения крестного знамения складывался веками и не всегда был таким, как сейчас. Но во все века христиане крестились именно правой рукой. Такая традиция существовала еще в ветхозаветные времена, когда правая рука предназначалась для совершения различных священнодействий. Сам Господь в иконографии всегда изображается благословляющим людей правой рукой. Еще одна причина — практическая: подавляющая часть людей — правши.

Когда нужно креститься? Многие люди крестятся в те или иные моменты богослужения только по традиции, только потому, что крестятся другие. Давайте попробуем рассмотреть основные принципы, когда следует креститься. Почему основные? Потому что в храме человеку в этом плане предоставляется полная свобода, поэтому свое­образной «инструкции по использованию» попросту нет.

Осенять себя крестным знамением, или креститься, необходимо в начале, во время и по окончании молитвы, а также при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, иконе или мощам святых. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости. Говоря же в частном случае про церковную молитву, следует понять один простой принцип. Поскольку мы крестимся во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, то и во время богослужения в храме или молитвы дома, когда слышим возгласы, относящиеся к Пресвятой Троице, нам следует перекреститься. Еще одна распространенная в нашем богослужении молитва — «Господи помилуй» — тоже по традиции сопровождается крестным знамением.

У многих людей, в свою очередь, возникает вопрос о поклонах. Случается так, что во время службы в храме одни люди кланяются, другие нет. А человеку, только начинающему ходить в храм, вообще сложно в этом разобраться. Поклон с древних времен является признаком уважения, почтения. Сам Господь Иисус Христос в ответ искушающему Его диаволу сказал: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Евангелие от Матфея, 4-я глава, ­10-й стих). Поклонение — это еще и служение Господу, поэтому в храме мы кланяемся. Поклоны бывают поясные, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колени, касаемся головой земли. Следует заметить, что при поясных поклонах не обязательно наклоняться до пояса, достаточно просто склонить корпус немного вперед и склонить голову. По правилам, креститься с поясным поклоном следует при входе и выходе из храма, на прошениях ектений, при возгласе священнослужителя, воздающего хвалу Святой Троице, на Литургии при определенных возгласах.

Напоследок хотелось бы сказать, что не стоит заучивать наизусть все эти правила. Человек, регулярно посещающий храм, через некоторое время уже просто интуитивно будет понимать, когда следует перекреститься или поклониться. Все эти действия должны выполняться не бездумно, не потому, что другие делают, а с пониманием значения. Это должно являться выражением наших внутренних переживаний во время молитвы.

Диакон Дмитрий Бровушкин
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter