Народная артистка Беларуси Татьяна Мархель отмечает юбилей

Крещенная талантом

Каждая роль народной артистки Беларуси Татьяны Мархель — подарок для нас, зрителей. Яркая самобытная актриса удивительного природного обаяния воплотила в своих героинях в театре и кино лучшие черты белорусского характера: жертвенность, милосердие, сострадание. Она стала символом жизнестойкости и несгибаемости человеческого духа. 

А родилась Татьяна Григорьевна на Крещение, 19 января, и в этом году отмечает юбилей.

Фото из архива «СБ»

Родом из детства

Она не раз признавалась, что до сих пор черпает вдохновение из своего детства. Переносится в него в минуты душевной смуты. Детские воспоминания для нее — настоящий источник силы.

Мархель — неизбалованный деревенский ребенок. Она на всю жизнь сохранила любовь к родной сторонке, мудрому укладу деревенской жизни. Как и искреннее восхищение перед прогрессом: до сих пор помнит, как прогуливаясь возле болота, где сейчас находится Комаровский рынок, увидела в окне одного из домов цветной телевизор! (Думала ли тогда, будучи студенткой Минского медучилища, что ей суждено стать узнаваемым публичным человеком, по сути, лицом из телевизора?)

Путь на сцену

Она не понаслышке знает, что такое геноцид. Татьяна Мархель родилась в деревне Шпаковщине Смолевичского района. Ей было два года, когда пришли фашисты и сожгли родную деревню. Отец Григорий Веремеевич и мать Вера Кирилловна Мархель с тремя детьми жили в землянках. После освобождения Беларуси отца забрали на фронт. Ему не было и сорока, когда он погиб под Кенигсбергом. Эта боль осталась с Мархель на всю жизнь. Позже, получая какую-нибудь награду, она всегда думала: жаль, отец этого не увидел…

Уже с восьмого класса Татьяна участвовала в самодеятельности. Ее первая роль — в любительском спектакле «Хирургия» по рассказу Антона Чехова, где она сыграла фельдшера. Но в 16 лет после окончания Емельяновской школы поступила в Минское медучилище. Занималась в драмкружке при Доме культуры тракторного завода. Успешно окончила училище, поработала года два фельдшером уже в реальной жизни и потом, выдержав конкурс в 25 человек на место, стала студенткой мединститута. «Но не смогла морально справиться с посещением анатомички со всеми этими трупами в формалине», — вспоминала она. И поступила в Белорусский театрально-художественный институт (ныне Белорусская государственная академия искусств), руководителем курса был Борис Никифорович Докутович. По сути, стала врачевать уже не тела, а души своим талантом.

Прима города Шагала

После окончания института работала в Гродненском областном драматическом театре, Театре для детей и юношества имени Наталии Сац в Казахстане, Могилевском областном драматическом театре. С 1970 года была принята в Белорусский театр имени Якуба Коласа в Витебске, где ее талант раскрылся по полной. Сыграла Кручинину в спектакле «Без вины виноватые», Ихменеву в «Униженных и оскорбленных», леди Капулетти в «Ромео и Джульетте», Ганну в «Вечары» и многие другие роли. В городе Шагала ей было суждено отработать 16 лет, создать семью с актером Евгением Шипило, стать матерью троих дочерей, пережить развод и отправиться покорять столицу.

Молчание — золото

В 1987 году Татьяна Григорьевна переехала в Минск, начала играть в Театре-студии киноактера. С 1993-го служит в Республиканском театре белорусской драматургии, ставшем для нее родным домом. Актриса была здесь очень разной и неузнаваемой. Блестяще играла в белорусской и мировой классике, в том числе в «Трибунале» Андрея Макаенка, «Адвечнай песне» Янки Купалы, «Ричарде» и «Макбете» Уильяма Шекспира, «Кабале святош» Михаила Булгакова, «Иванове» Антона Чехова и других.

Признавалась, что самой сложной была роль певицы Ингрид, потерявшей голос, в спектакле «Женщины Бергмана» режиссера Валерия Анисенко. Роль без слов, но сколько в ней было драмы и экспрессии! Она принесла актрисе приз за лучшую женскую роль на Республиканском фестивале национальной драматургии в Бобруйске и сразу несколько наград на международных театральных форумах в Брянске, Москве, Ялте. Видимо, это как раз тот случай, когда молчание действительно оказалось золотом. Получала Мархель награды и за другие замечательные роли.

Песни как душа народа

Всю жизнь рядом с Татьяной Григорьевной и белорусские народные песни. Впервые она услышала их в исполнении мамы. Собирание устного народного творчества белорусов — песен, колыбельных, стихотворений и сказок — стало главным хобби Мархель на всю жизнь. Она исполняла белорусские народные песни по всему миру, на международных фольклорных фестивалях в Таллинне, Москве, Одессе, а также в Польше, США и других странах.

В театре впервые запела на витебской сцене в спектакле «Сымон-музыка», потом дарила свой голос и кинематографу. Например, песню из маминого репертуара «Ой, вы не шуміце, зялёныя лугі…» можно услышать в начале картины Игоря Добролюбова «Третьего не надо», где Мархель сыграла одну из ролей. Звучат ее песни и в знаменитом фильме Виктора Турова «Люди на болоте», в котором актриса воплотила образ Дометихи.

Вкус к эксперименту

Татьяна Григорьевна никогда не чурается экспериментов. В свое время отважно украсила собой экспериментальный спектакль Евгения Корняга «Шлюб з ветрам» и прекрасно себя чувствовала среди молодого актерского ансамбля. Легкая на подъем, открытая, эмоциональная и в чем-то беззащитная Мархель всегда хорошо относилась и относится к молодежи — театральной и пишущей, мыслящей, только нащупывающей свой путь в творчестве и жизни. Также она внесла свои неповторимые актерские краски в спектакли РТБД «Калека з вострава Інішман» и «Мудрамер».

Легенда сцены

В 2012 году на конкурсе «Женщина года» Мархель победила в номинации «Женщина-легенда». И это не звучало как преувеличение.

«Для меня Мархель — актриса такого же порядка, как Стефания Станюта, Галина Макарова, Лидия Ржецкая, — признавался драматург Алексей Дударев. — Она не актриса, она национальное достояние. И ее главное звание так и звучит — Мархель. Те, кто видел ее на сцене или слышал песни в ее исполнении, поймут, что я имею в виду. Я впервые много лет назад увидел ее в Витебске в спектакле «Вечар» в роли Ганны. Передо мной была не актриса, а моя героиня. Мархель тогда показала подлинную жизнь человеческого духа. Она позже признавалась в одном интервью, я это запомнил: «Вось з’ехала з Вiцебска ў Мiнск, а мая Ганна ў Вiцебску так i засталася…» И слезы из глаз у нее покатились… Есть еще одно редкое актерское качество — Татьяна Григорьевна умеет молчать на сцене. Ее молчание порой красноречивее любых монологов».

Татьянин день

Мархель всегда хочется называть просто по имени — Таня. И это не фамильярность, а свидетельство какого-то неуловимого душевного родства с ней. Она актриса без возраста. Большой оптимист, умница и хохотушка. Никогда не отказывает журналистам во встречах, всегда идет на контакт. Самое главное качество Мархель — она не боится показаться смешной и наивной, не соответствующей чьим-то представлениям. Всю жизнь делится с нами и своими героинями теплом и внутренним светом, которых у нее на всех хватит. И ее «вечер» жизни сегодня полон ярких красок и огней.

КСТАТИ

Сегодня, в день своего юбилея, Татьяна Мархель выйдет на сцену Республиканского театра белорусской драматургии в роли Ганны в премьерном спектакле «Вечар» по пьесе Алексея ­Дударева.

НЕ ПРОПУСТИТЕ

Телеканал «Беларусь 3» подготовил к юбилею актрисы выпуск программы «Камертон» — смотрите сегодня в 15:10.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter