О проекте «Брест–2019»

Крепость. Перезагрузка

О проекте «Брест–2019»

Какой будет Брестская крепость лет через пятьдесят? Трудно представить. Но в Бресте это пытаются не просто осмыслить, а определить в деталях, придать планам очертания. И реализовать приемлемую идею, сотканную из разных мнений. Стартовавший в ноябре минувшего года проект «Брест–2019» инициирован Брестским горисполкомом и инвестором с брестскими корнями Владимиром Микуликом. Уже к декабрю нынешнего года должны быть ясны перспективы будущего самой уникальной территории города. А недавно здесь прошел очередной семинар «Брестская крепость: сегодня и завтра».


К обсуждению планов приглашены профессионалы из разных стран. В качестве сценаристов первоначальной версии мастер–плана выступили 4 архитектурные группы из Беларуси, России и Украины. Лучшие идеи обсуждены, проработаны и учтены. Уже с учетом замечаний общественности из четырех позиций представили одну. Но окончательной ее назвать нельзя.


Какова цель столь пристального внимания к приграничному городу? Ставится задача привлечь в Брест... 2 миллиона туристов. В год. Не удивляйтесь. Да, в Брест, в крепость и окрестности. В советские годы цитадель выдерживала подобный гостевой натиск. Но поток иссяк до нескольких сотен тысяч.


Будущее крепости сегодня нам предлагают принимать как ключевой ресурс для развития города и приграничного региона. К памяти добавят современность и комфорт. Крепость должна стать ядром не только культурного, исторического, но также делового, частично жилого и даже развлекательного центра города.


Неудивительно, что при таких планах много мнений. Что дискуссии из конференц–залов перемещаются в социальные сети. Позитив, негатив, неприятие и радужные перспективы — все перемешалось в ожидании 2019–го, который принято считать датой тысячелетия Бреста. Впрочем, исследователи уже подвергли сомнению официальную дату первого упоминания, считая, что оно зафиксировано двумя годами ранее...


У каждого из нас — своя Брестская крепость. Сегодня лишь брестчанин Петр Котельников помнит первые дни войны. А старики не забыли послевоенную разруху. Для одних крепость — мемориал в память о Великой Отечественной. Для других брестчан — рыбалка, огороды, гаражи. Для третьих — церковь, монастырь. Для четвертых — место жительства (в крепости есть улица в несколько домов). Для пятых — площадка для пикников или утрамбовывания сигарет в автомобиль перед проездом границы. Самой не раз доводилось видеть это безобразие на подходах к цитадели.


А еще крепость — территория многих исторических пластов. Здесь начинался город. Стоял Берестейский замок. Ратуша. Типография Николая Радзивилла Черного, где 450 лет назад была напечатана знаменитая Брестская Библия. Здесь уживались более двух десятков монастырей. Подписана Брестская уния. И Брестский мир. Все это участники проекта «Брест–2019» обещали учитывать, вовлекая священное место в современные городские сценарии.


В свое время город перенесли ради строительства крепости. Теперь иные брестчане задаются вопросом: зачем уничтожать крепость ради строительства неизвестно чего?


Передо мной письмо читателя. Юрий Грудовик обеспокоен, что ведутся работы по «пробивке» нового въезда в Брестскую крепость: «Строительная техника засыпает крепостной ров, а это уже прямой ущерб крепостным сооружениям...» Брестчанин уверен: строительство моста научно не обосновано и ухудшает условия восприятия памятника фортификации. С ним сложно не согласиться, ибо работы начались, а местных жителей уведомить никто не счел нужным. А посоветоваться с людьми не мешало бы.


Сегодня еще многие остаются противниками того, чтобы хоть что–то делать с крепостью. Другие же понимают: пора, пора вдохнуть новую жизнь.


Лично я согласна с мнением экспертов, считающих, что недостаток крепости — узконаправленность, доминирование темы обороны 1941 года. Это не позволяет туристам увидеть историческое место, с которого начинался город.


Участник проекта «Брест–2019» ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Сергей Зуев уверен, что нужна «концепция мягкого проектирования». Это значит, необходимо взаимодействие с брестчанами, вовлечение их в открытый общественный диалог. С общественным мнением нужно работать.


Пока же попытки услышать мнение жителей, мне кажется, не очень удачны. Одни брестчане в штыки принимают новые планы, другие со всем соглашаются, а большинство делают вид, что ничего не происходит...

 

Советская Белоруссия №91 (24228). Среда, 22 мая 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter