Что стоит за заявлением Лукашенко о создании Южного оперативного командования

Крепить оборону

Когда 26 мая ­Президент входил в здание Министерства обороны, было очевидно, что нас ожидают стратегические решения. Уже не раз Главнокомандующий Вооруженными Силами давал своим подчиненным поручение внимательно следить за ходом боевых действий к югу от наших рубежей, делать соответствующие выводы и готовить предложения по возможной реорганизации войск. Решение же самого Александра ­Лукашенко не заставило себя ждать.

ФОТО «ВАЯР».

Явственным результатом проведенного анализа стало создание нового оперативного направления нашей армии — южного. Речь об этом идет уже достаточно давно. Еще в 2014 году, когда после Майдана и государственного переворота ситуация в Украине стала обостряться, всерьез обсуждались меры по укреплению нашей обороноспособности. Тогда решили ограничиться созданием дополнительного пограничного отряда — Мозырского. Кроме того, серьезно укрепили систему территориальной обороны именно в Брестской и Гомельской областях. Однако стремительное развитие ситуации потребовало новых шагов.
Украина, как при Порошенко, так и особенно при Зеленском, быстрыми темпами накачивала военные мускулы. Первый из них выдвинул лозунг «Армiя, мова, вiра», а второй довел военный бюджет до 5,93 процента ВВП. И это в далеко не самой богатой стране. Для сравнения: наш военный бюджет всегда находился в пределах примерно 1 процента. 2021 год стал рекордным по росту военной напряженности с украинской стороны границы.
В Киеве был разработан специальный план «Полесье» по развертыванию военной инфраструктуры на белорусском направлении. Размещенные там на постоянной основе войска были увеличены на 6 тысяч человек. А в январе 2022 года южные соседи затеяли учения «Метель-2022» с привлечением более 25 тысяч военнослужащих. Велась интенсивная разведка вдоль всей нашей границы, в том числе воздушная — до 15 — 20 полетов в неделю.

Даже в мирное время у белорусских рубежей Украина сосредоточила значительные силы. Было развернуто два оперативных командования: «Запад» со штабом в Ровно и «Север» со штабом в Чернигове. В своих планах украинские генералы обозначили и два потенциальных направления вероятного театра военных действий: соответственно волынское и полесское. Эти командования включали в себя одну танковую бригаду, шесть механизированных, одну мотопехотную, две горно-штурмовые и две артиллерийские. А добавьте к этому еще отдельные полки и батальоны ПВО, радиоэлектронной борьбы, связи, обеспечения. Треть из них была развернута в непосредственной близости от Беларуси. Соответствующие командования созданы и в военно-воздушных силах Украины.

В связи с этим просто напомним, что все Вооруженные Силы нашей страны включают в себя четыре механизированные бригады, три — сил специальных операций, отдельные бригады и части артиллерии и ПВО. На южном направлении, если не считать сил обеспечения и тыловых служб, фактически развернута лишь 38‑я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада. Этого оказалось явно недостаточно. 1 марта на совещании с членами Совета Безопасности и руководством Совета Министров Александр ­Лукашенко сказал, что еще в прошлом году министр обороны предлагал создать Южное оперативное командование. В целом это предложение встретило поддержку, но тогда решили проводить работы планово и закончить их через два года. В качестве мер защиты национальной безопасности избрали проведение совместных с Россией учений «Союзная решимость». После их завершения на нашей территории остались российские войска, которые прикрыли наиболее незащищенное гомельско-мозырское направление. Однако начало специальной военной операции потребовало ускорить процесс совершенствования военной инфраструктуры на юге.

Оперативное командование представляет собой объединение сухопутных войск на наиболее значимых направлениях. Сейчас таких у нас два: Западное со штабом в Гродно и Северо-Западное со штабом в Борисове. Они прикрывают соответственно сектора, непосредственно граничащие со странами НАТО: Польшей, Литвой и Латвией. Такие командования имеют в подчинении, как правило, две механизированные бригады, артиллерийскую бригаду, ракетные, инженерные и прочие части. Мощи для развертывания еще одного оперативного объединения у наших Вооруженных Сил хватает. Для этого можно использовать хотя бы имеющиеся базы хранения вооружения и техники. Опыт есть. Нынешняя 19‑я отдельная гвардейская механизированная бригада была воссоздана в Заслоново из БХВТ, образованной, в свою очередь, из танковой дивизии, выведенной из Венгрии.
Принятые ­Президентом в ходе совещания с руководством Министерства обороны решения выглядят более чем своевременными. 
Агрессивность киевского режима на фоне неудач на фронте растет. За период специальной военной операции с той стороны к нам пытались запускать беспилотники, оперативно-тактические ракеты «Точка-У». До недавнего времени актуальной была угроза нарушения воздушного пространства украинскими самолетами и вертолетами. Правда, она несколько уменьшилась, поскольку россияне изрядно демилитаризировали и откалибровали ВВС киевского режима. Зато резко возросла активность диверсионно-разведывательных групп. Появившиеся в прессе утечки польских планов ввести свои войска на территорию Украины несут в себе прямую угрозу нашей национальной безопасности. Вероятность подобного развития ситуации достаточно высока, особенно учитывая тот факт, что украинские бригады с нашей границы бросаются в топку донбасского фронта. Кроме того, на территории, подконтрольной режиму Зеленского, созданы военизированные формирования из числа изменников, бежавших из Беларуси. Они не скрывают своих далекоидущих планов. Не дремлем и мы. На постоянной основе службу по усилению обороны белорусско-украинской границы несут несколько наших батальонно-тактических групп. Фактически это усиленные мотострелковые батальоны, насыщенные огневыми средствами поражения и обладающие высокой маневренностью. Непосредственно пехота составляет примерно треть такого тактического подразделения. Свою эффективность батальонные тактические группы показали в ходе конфликта в Донбассе, войны в Сирии и текущей специальной военной операции.

Заявления и решения Александра ­Лукашенко и наших военных вызвали в Киеве настоящую истерику. Подчиненные Зеленского разразились откровенной бранью и угрозами. Значит, принятый белорусской стороной план правильный. Южному командованию быть, а Главнокомандующий и Вооруженные Силы сделают все необходимое для защиты наших границ и обеспечения мира и спокойствия на нашей земле.

Вадим Гигин, кандидат исторических наук.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter