Эксперт о том, как улучшить Банковский кодекс

Кредиты станут комфортнее

На недавнем совещании с Правительством и Нацбанком Александр Лукашенко обратил внимание, что рассмотрение вопросов изменения банковского законодательства вовсе не означает, что сейчас система работает плохо и ее нормативная база требует кардинального пересмотра. Более того, по ряду критериев, которые характеризуют в целом конкурентность отечественной банковской системы, Беларусь находится на лидирующих позициях. В качестве примера отмечено: наша страна входит в перечень немногих государств в мире, где вкладчикам гарантируется полный возврат вкладов независимо от величины и валюты в случае экономической несостоятельности банка-корреспондента.

Фото из архива «СБ»

Предлагаемые новеллы, в том числе в обновленный Банковский кодекс, касаются широкого круга вопросов, включая формирование и сопровождение денежно-кредитной политики, совершенствование банковского надзора. Однако наиболее близкая и понятная широкой общественности тема — защита прав и интересов потребителей банковских услуг. И в этой части, отмечая отличительный признак белорусской государственности — обеспечение принципов социальной справедливости, обращаясь к участникам совещания, Александр Лукашенко задал логичный вопрос: отвечают ли нововведения запросам наших граждан и национальной экономики? 

Сделаем попытку систематизировать их, исходя из интересов рядовых граждан. Во-первых. Для повышения уровня правовой защиты потребителей банковских услуг и исключения чрезмерной финансовой нагрузки на кредитополучателей вводится запрет на установление в кредитных договорах условий об уплате процентов в повышенном размере, также ограничиваются размеры штрафов. 

В частности, проект Банковского кодекса устанавливает такое ограничение, как полуторакратный размер от ставки по кредитному договору. Если по кредитному договору предусмотрена ставка 10 процентов, то при несвоевременном погашении начисляется не более 15. Таким образом, случаи, когда банки при задержке уплаты кредита на 1—2 дня выставляют штрафные санкции больших размеров, а тем более когда их размер порой мог быть больше, чем даже сама сумма кредита, особенно если кредитополучатель систематически не выполнял те или иные обязательства, будут исключены на уровне законодательства. 

Во-вторых. При досрочном возврате кредита речь идет о правах как кредитополучателей, так и банков. В то время как желание людей поскорее рассчитаться с банком сохранят в полном объеме, а возможности для банков требовать досрочного возврата существенно урежут. В проект Банковского кодекса внесены изменения — установлен ограниченный перечень случаев, при которых банк вправе требовать досрочного возврата кредита. К ним можно отнести несвоевременное погашение кредита, непредоставление обеспечения по кредитному договору, утрату этого обеспечения. Но в других случаях, к примеру при непредоставлении паспортных данных, банк не вправе будет требовать досрочного возврата и погашения кредита, как он мог делать это ранее. Эта норма также направлена на то, чтобы банки более ответственно подходили к кредитованию, своим кредитополучателям и не устанавливали таких условий, когда человек в принципе не может погасить кредит. 

В-третьих. В рамках регулирования рынка микрофинансирования и совершенствования деятельности сервисов онлайн-заимствования в 2023 году продолжится работа над проектом законодательного акта, предусматривающего внесение изменений в Указ от 23.10.2019 № 394 «О предоставлении и привлечении займов». Планируется наделить правом вести микрофинансовую деятельность операторов сотовой связи, а ломбарды получат возможность сдавать в аренду (субаренду) принадлежащее им недвижимое имущество или его части. Продолжается работа над проектом нормативного правового акта, устанавливающим единые подходы к регулированию потребительского кредитования и микрофинансирования физических лиц. 

В-четвертых. В 2023 году продолжат совершенствоваться меры, направленные на поддержание функционирования внутреннего рынка банковских платежных карточек. Пристальное внимание будет уделено снижению зависимости от зарубежных платежных систем. 

В-пятых. Не менее важной задачей остается повышение кибербезопасности на платежном рынке. Для этого ведется подготовка проекта Указа «О некоторых мерах по повышению кибербезопасности на платежном рынке Республики Беларусь», в соответствии с которым Нацбанк получит право предоставлять информацию об инцидентах правоохранительным органам и поставщикам платежных услуг. Одновременно готовится проект постановления «О признаках несанкционированных переводов денежных средств (электронных денег)», согласно которому финансовые организации получат право на приостановление переводов при выявлении признаков несанкционированного их проведения.

Георгий ГРИЦ, ректор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии»

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter