Кредиты: берешь чужое, отдаешь свое

Хорошо ли брать взаймы? На бытовом уровне сосед, постоянно "стреляющий" пару тысяч до получки, порой раздражает.
Хорошо ли брать взаймы? На бытовом уровне сосед, постоянно "стреляющий" пару тысяч до получки, порой раздражает. В самом деле, ну что за хозяин такой, который не может грамотно управлять собственными доходами и расходами? Но если посмотреть на вопрос с позиций глобальных, так сказать, общеэкономических, то ответ будет иным. Однозначно плохо займы проедать. С этим не поспоришь ни при каких обстоятельствах. А вот кредиты, взятые на создание новых производственных мощностей, освоение передовых технологий, - очевидное благо.

Вывод предприятий на более высокий производственно-технологический уровень - дело не из дешевых. Собственных средств заводов и фабрик для этого, как правило, недостаточно. Не хватает и имущества, которое можно заложить в качестве обеспечения возврата займа. Что делать в такой ситуации, когда даже малое промедление в развитии означает без боя пропустить вперед недремлющих конкурентов? Это потеря рынков, сокращение сбыта и как следствие - денежной выручки, из которой платится зарплата работникам, пополняется казна. Нет работы - нет денег, нет возможности на высоком уровне поддерживать исполнение социальных гарантий гражданам. Эта аксиома и заставляет государство содействовать воплощению в жизнь передовых идей отечественных промышленников.

Хороший хозяин в каждом эффективном их проекте без труда увидит прямую взаимосвязь решения производственных задач с достижением основного ориентира государственной политики - повышение благосостояния и жизненного уровня народа. Поэтому вполне логичным видится участие государства в реализации важнейших для страны и людей проектов. От его имени правительство гарантирует возврат заемных средств. Солидность такого обеспечения никогда не ставится под сомнение. И именно это в свое время позволило не только сохранить, но и дать возможность интенсивно развиваться крупнейшим отечественным предприятиям, которые еще 7 - 10 лет назад в будущее смотрели с нескрываемым пессимизмом. "МАЗ", "МТЗ", "БелАЗ", "Интеграл", "Горизонт"... Список предприятий, воспользовавшихся в разное время государственной поддержкой, можно продолжать, и их нынешнее состояние лишь подтверждает эффективность и действенность этого инструмента.

Брать на себя или нет груз долговых обязательств? Каждое суверенное государство имеет исключительное право самостоятельно отвечать на этот вопрос. Предоставление правительственных гарантий - общепринятая и довольно распространенная в мире практика. Главное здесь - четко видеть границы экономической целесообразности заимствований и пределы возможностей их возврата. И стоит отметить, что до настоящего момента Беларусь прочно удерживает имидж солидного и обязательного заемщика, умеющего эффективно управлять своими обязательствами и дисциплинированно их исполнять. За последнее десятилетие наш внешний долг никогда не поднимался до уровня, угрожающего экономической безопасности государства. С 1992 года по 1 августа года нынешнего правительство гарантировало возврат иностранных кредитов на сумму около 1,62 млрд. долларов, из которых по действующим на сегодня кредитным соглашениям - на 1,212 млрд. долларов.

Примечательно, что заемщики в большинстве своем трепетно относятся к исполнению своих долговых обязательств, а не стремятся переложить это бремя на бюджет. Конечно, в разные годы ситуация складывалась не всегда однозначная. Но Министерство финансов пристально следит за дисциплиной и своевременностью расчетов. Только за последние месяцы благодаря этому и без того невысокая просроченная задолженность по иностранным кредитам сведена практически к нулю. Если на начало года она оценивалась суммой, немногим меньшей 525 тысяч долларов, то к 1 августа осталось лишь 12,2 тысячи. Согласимся, в сравнении с суммарным объемом действующих кредитных линий - это капля в море.

Не стремясь идеализировать картину, скажем и о том, что случаи, когда у предприятий-заемщиков не хватает денег, чтобы платить по долгам, все же бывают. Не часто, в пределах общепринятого в банковском деле процента риска, но все же. И в таких ситуациях государство, чьи гарантии не ограничиваются лишь подписью в кредитном соглашении, а подкреплены материальными ресурсами, решает проблему за счет республиканского бюджета. В этом году Минфин израсходовал на это 4,87 млн. долларов. Это не "пожарные" траты. На исполнение гарантий в бюджете специально резервируются деньги. На этот год до 50 млрд. рублей.

Вряд ли кто-то поспорит с тем, что грамотная и продуманная политика заимствований лишь стимулирует позитивное развитие экономических процессов в государстве. Неуемные аппетиты в этом деле чреваты серьезными потрясениями. Очевидно, что наша страна сумела извлечь уроки из чужих ошибок. Финансовая катастрофа августа 1998 года не могла не заставить со всей серьезностью проанализировать методику проведения тех операций, из-за которых Россия оказалась не в состоянии обслуживать свои обязательства. Был и печальный пример Аргентины, когда экономика просто не выдержала закредитованности займами международных финансовых организаций. На этом фоне нынешняя обязательность и сдержанность Беларуси в диалоге с реальными и потенциальными кредиторами выглядит вполне солидно и, несомненно, заслуживает уважения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter