Кредитор не может быть добрым

Зима обещает быть непростой, особенно если выдастся холодной.
Зима обещает быть непростой, особенно если выдастся холодной. Хотя коммунальники и энергетики выполнили план по ремонту крыш, стыков, теплосетей и т.д., но традиционно с понижением температуры воздуха начинаются проблемы с топливом и активные переговоры с российскими энергетическими олигархами о его сверхлимитных поставках.

Например, концерну "Белэнерго" в четвертом квартале недостает порядка 300 миллионов кубометров газа. Не подписан контракт и на будущий год. Трудно разговаривать о дополнительных обязательствах, особенно не имея "живых" денег. Таких просителей у российских газовиков своих не счесть.

Суть проблемы легко объясняет хотя бы один факт. По информации "Белтрансгаза", к началу сентября "Газпром" получил около 200 миллионов долларов за поставленный товар. Кроме того, что это на 15 процентов ниже его фактического потребления, но и доля "живых" денег в общей сумме зачетов не достигла и 3 процентов. Между тем кредитор не отличается покладистостью и у себя на родине, требуя денег, нещадно отлучает от трубы целые регионы. Как долго он станет терпеть наш 173-миллионный долларовый долг и до каких санкций додумается, пока не знает никто.

Все попытки правительства объяснить это предприятиям-неплательщикам не приносят результата. Предвидя непростую ситуацию ближе к зиме, Совмин заблаговременно в июне довел отраслям предельный норматив бартерных расчетов за энергоресурсы - в среднем не больше 50 процентов. Но ирреальное требование успешно провалено, и долги никуда не делись. Как было больше триллиона рублей в пассиве белорусских энергетиков и газовиков, так и осталось.

На днях Президиум Совмина принял новые санкции. У энергетиков теперь развязаны руки по отключению света и тепла. Правда, Премьер-министр Геннадий Новицкий оговорился, что "беспредела", когда обесточивались больницы, роддома, стратегические объекты, в Беларуси не допустит. Тем не менее местной "вертикали" запрещено вмешиваться в конфликты энергетиков с должниками, а после двукратного отключения или ограничения подачи энергоносителей может идти речь о смене руководства предприятия. Такой подход вызвал возражения у министра промышленности Анатолия Харлапа, заметившего между прочим, что за последние полтора года дефицит "оборотки" у предприятий вырос втрое. Не санкции, а снижение стоимости энергии имело бы куда больший эффект. Но программа ликвидации перекрестного субсидирования по-прежнему без движения.

Непроста и ситуация с закупками мазута, торфобрикета, дров: на них тоже не хватает денег. По словам министра экономики Владимира Шимова, в коммунальном хозяйстве зияют финансовые дыры. В областях для нормальной работы в последнем квартале года и на закупку недостающих 40 тысяч тонн мазута понадобится порядка 270 миллиардов рублей. А учитывая старые "грехи" бюджетных организаций - а это 45 миллиардов неоплаченных рублей, - арифметика получается аховая. Дыры придется латать с помощью республиканских ресурсов, а облисполкомам предписано составить графики погашения долгов и централизованно направлять средства на оплату коммунальных услуг и топлива.

При этом, что парадоксально, на грани остановки торфобрикетные заводы, возможности которых использованы едва ли наполовину. Это аукнется очередями для хозяев частных домов и невозможностью спокойно купить твердое топливо. Корень зла в том, что, как и на коммунальные услуги, цены на торфобрикет у нас льготируются из бюджета. Только вот на все денег не хватает. По словам президента концерна "Белтопгаз", долг за уже отгруженный брикет перевалил за 4 миллиарда рублей, а в четвертом квартале на дотации понадобится вдвое больше.

Может сложиться впечатление, что страна с превеликими трудами вступает в зиму. Так и было пару недель назад, когда вопрос о подготовке к зиме был снят с рассмотрения Президиума Совмина. Мол, ситуация в отраслях неудовлетворительная. Теперь же, по словам министра экономики, уровень их подготовки много выше.

Аэлита СЮЛЬЖИНА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter