Кредит доверия

Оценки выставит дорога

Оценки выставит дорога


У журналистов «СБ», ознакомившихся с проектом балльной системы, тут же возникли вопросы к ее создателям. Мы пригласили в редакцию заместителя начальника УГАИ МВД Игоря Ваницкого — руководителя рабочей группы, в которую входят представители различных государственных органов, и буквально засыпали его предположениями, идеями, сомнениями...


— Игорь Арсеньевич, откуда взялась идея балльной системы? На чем основывались ее создатели?


— Автовладельцы со стажем помнят, как в советские времена после некоторых нарушений в талоне прокалывалась небольшая, но заметная дырочка. Стоило шоферу за год собрать 3 следа от компостера, как возникал вопрос о лишении его прав. Водители проколов боялись и талон берегли, лишний раз ПДД старались не нарушать.


А во–вторых, мы полагались на уже современный опыт зарубежных стран. Балльная система существует в Германии, Франции, Великобритании... Мы не копировали их порядок, а, изучив существующий опыт, создали свой. Водителю дается 25 баллов: можно их беречь, можно «тратить». Каждое взыскание будет фиксироваться в протоколе, на водительском талоне и в нашей компьютерной базе.


— Не получится ли так, что запас баллов водители воспримут как некую индульгенцию: пока есть «свободные» — можно нарушать?


— Полагаю, что нет — люди у нас разумные и понапрасну рисковать жизнью и здоровьем вряд ли станут. Кредит доверия выдается, чтобы водители научились сами себя контролировать. Право на ошибку есть у каждого: отвлекся, не сориентировался на незнакомой местности, торопился — и нарушил. Но административный кодекс держали в руках, а уж тем более читали далеко не все и, нарушая ПДД, не представляют, какое наказание их ждет. А с появлением балльной системы шофер будет видеть, сколько «очков» у него осталось, и постарается их не «растратить». Так, благодаря выработке у водителей железной самодисциплины мы планируем добиться серьезного повышения безопасности на дорогах страны.


— Как можно растранжирить баллы, понятно. А есть ли способы их заработать?


— Конечно! Правда, озаботиться этим водитель должен до лишения прав, пока кредит доверия еще не исчерпан. Мы предлагаем 2 варианта решения проблемы. Первый — отправиться в (подчеркиваю!) любую автошколу и пройти сокращенный курс занятий. Обновить знания, подкорректировать навыки. Второй — принять участие в профилактических мероприятиях и акциях, цель которых — повышение безопасности дорожного движения. Обдумываются и другие варианты. Как часто так можно поступать и сколько баллов на этом можно заработать, еще решается.


— То есть проект пока неокончательный? Он находится в стадии разработки?


— Верно. Многие вопросы обсуждаются, ищем слабые места, нерешенные проблемы, правовые нюансы. Поэтому от ваших читателей и участников дорожного движения мы ждем предложений, вопросов, критики.


— Какие еще новшества предусмотрены в балльной системе?


— Главное и, пожалуй, долгожданное для водителей изменение — мы предлагаем сократить срок лишения прав. Если сейчас наименьший период изъятия удостоверений — полгода, то в будущем минимум может быть и один месяц. Человеку, за долгие годы привыкшему передвигаться дальше чем до продуктового магазина исключительно на машине, сложно будет отказаться от возможности пользоваться авто. По опыту скажу, что многие лишенные прав на 2 — 3 года не дожидаются окончания срока наказания и садятся–таки за руль. Поэтому лучше не толкать шоферов на новые нарушения, а сократить время «бесправия» — даже нескольких пеших месяцев будет достаточно, чтобы переосмыслить свое поведение.


— Таким образом, введение штрафных баллов может повлечь за собой и пересмотр всей системы наказаний за нарушение ПДД?


— Верно. Причем в сторону либерализации. Государство признает, что водители могут совершать мелкие нарушения, не боясь лишиться удостоверения. Но и требует взамен самодисциплины, уважения к другим участникам движения, правилам. Тем более что штрафы сейчас большие: даже для минчан сумма 350.000 рублей существенна, а уж для сельских жителей — тем более. Поэтому люди будут материально заинтересованы в том, чтобы ездить без нарушений.


— Игорь Арсеньевич, а почему за тот же проезд на красный свет и баллы снимаются, и штраф взимается? Ведь уменьшение кредита доверия для сознательного водителя — уже само по себе событие серьезное...


— Обратите внимание, что за некоторые нарушения предусмотрен не штраф, а предупреждение вкупе со снятием баллов. Почему вкупе? Количеством баллов мы определяем степень общественной опасности нарушения: была ли вероятность ДТП, могли ли погибнуть люди. Это, говоря математическим языком, константа, постоянная величина. Штраф же мы, пользуясь «вилкой» (вариантами «от» и «до». — О.П.–Г.), назначаем, учитывая множество факторов. К примеру, насколько серьезны повреждения машин, причины такого поступка водителя, есть ли у него дети или престарелые родители, является ли он нарушителем–«рецидивистом» или впервые проигнорировал ПДД...


— Как Госавтоинспекция планирует наказывать того водителя, кто, являясь лишенным прав, все равно сядет за руль и будет остановлен инспектором? Ему продлят срок лишения или запишут несколько баллов в «минус»?


— Ни то ни другое. Нельзя лишить человека того, чего у него и так нет. Поэтому такие водители за свои дорожные «грехи» будут расплачиваться исключительно штрафами, причем достаточно серьезными.


— А чего ждать водителям–профессионалам: личным шоферам, таксистам, «дальнобойщикам»? Ведь за рулем они объективно больше, чем любители, времени проводят. Сколько запасных баллов дадут им?


— 25 — ровно столько, сколько и остальным: мы твердо убеждены, что на дороге все равны. К тому же профессионалы, наоборот, должны своей дисциплинированностью подавать другим пример.


— Мы обратили внимание, что проект за разные, казалось бы, по степени опасности нарушения — езду с неисправной тормозной системой и передвижение с негорящими фарами или габаритными огнями в темное время суток — предусматривает одинаковое наказание: минус 4 балла. Почему?


— Вы рассуждаете, как большинство водителей–нарушителей. Задумайтесь, если ночью машина будет ехать без фар или габаритных огней, другие авто могут ее просто не заметить — случится серьезное ДТП. Когда же не работает только одна фара, к примеру правая, водитель рискует не заметить и сбить пешехода или велосипедиста. Если левая — хозяин встречного автомобиля может принять вашу машину за мотоцикл, и снова трагедия.


— Как быть, если лампочка перегорела во время поездки — ведь не во всех авто есть «умные» датчики, готовые тотчас сообщить владельцу о неполадке...


— Перечитайте ПДД — перед началом движения водитель обязан (!) проверить техническое состояние авто. И если не горит даже одна фара, выезжать вечером на дорогу категорически запрещено. Почему — я уже объяснил.


— Скажите, а если одного и того же водителя 25 раз за год задержат разговаривающим во время движения по телефону? Его тоже лишат прав?


— До этого вряд ли дойдет. Заплатив раз, другой, третий штраф 35 тысяч, водитель поймет, что дешевле купить себе телефонную гарнитуру и дальше ездить спокойно.


— А по каким критериям рассчитывалась балльная «ценность» нарушений?


— Главное, от чего мы отталкивались в своих предложениях, — причины и последствия всевозможных аварий. К примеру, почему за беседу по мобильнику у водителя снимается один балл, а за непристегнутый ремень — 2? Потому что пока в сводке еще не было ДТП, основная причина которых — телефонная разговорчивость. А случаев, когда непристегнутые люди «вылетали» из кувыркающейся машины и погибали, немало. Позже эксперты констатировали, что благодаря ремням и подушкам безопасности они могли бы не получить опасных для жизни травм, но сами отвергли эту возможность...


— Может ли начаться у нас, как в Германии, торговля баллами — когда за определенную плату один водитель берет на себя нарушение другого?


— Однозначно, нет. Во всяком случае, до тех пор, пока не принят закон об ответственности собственника машины за любые нарушения, совершенные на его автомобиле. Тогда квитанции об уплате штрафа будут высылаться по почте. Сейчас же мы фиксируем нарушение прямо на месте, так что поменяться с кем–нибудь не получится.


По сути, добропорядочные и дисциплинированные водители никаких изменений вовсе почувствовать не должны. В основном система коснется самых агрессивных и наглых водителей, которые раз за разом пренебрегают общими нормами поведения на дорогах и не делают никаких выводов. Они на собственном опыте прочувствуют, каково это, — по глупости приближать день расставания с правами. Если хоть один «рецидивист» в какой–нибудь деревне лишится удостоверения, жители всех соседних поселков будут обсуждать этот случай и делать правильные выводы.

 

ТАБЛИЦА
предлагаемой системы балльного учета нарушений Правил дорожного движения

 

  № п/п

  Нарушения

    ВИД ВЗЫСКАНИЯ

 предуп-режде-ние

 штраф (базовые величины)

 лишение права уп-равления (месяцев)

 баллы

 1

 Управление транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), стеклоочистителей (во время выпадения осадков), с негорящими фарами и задними габаритными огнями (в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), переоборудованным без соответствующего разрешения Государственной автомобильной инспекции или не оборудованными в соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами.

 +

 до 3

 - 

 4 

 2

 Управление транспортным средством, имеющим неисправности, за исключением неисправностей, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, либо с несоблюдением условий, при наличии которых Правилами дорожного движения запрещено его участие в дорожном движении.

 +

 до 2

 -

 2

 3

 Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом либо перевозка на нем пассажиров без мотошлемов или с незастегнутыми мотошлемами.

 +

 до 1

 -

 2

 4

 Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час.

 +

 до 1

 -

 2

 5

 Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от двадцати до тридцати километров в час влечет наложение штрафа в размере от одной до двух базовых величин.

 -

 1 - 2

 -

 5

 6

 Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на тридцать километров в час и более.

 -

 2 - 10

 -

 7

 7

 Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от двадцати километров в час и более, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.

 -

 4 - 15

 до 6

 10

 8

 Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований сигналов и указаний светофора или регулировщика.

 +

 до 5

 -

 10

 9

 Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения по обеспечению беспрепятственного проезда транспортного средства оперативного назначения.

 -

 2 - 10

 до 6

 10

 10

 Нарушение правил маневрирования.

 +

 1 - 5

 -

 7

 11

 Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил обгона либо выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено Правилами дорожного движения.

 -

 5 - 10

 -

 7

 12

 Нарушение правил проезда перекрестков, пешеходных переходов, остановочных пунктов маршрутных транспортных средств.

 -

 3 - 5

 -

 6

 13

 Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований дорожных знаков или разметки (за исключением выезда на полосу встречного движения) либо нарушение правил расположения транспортных средств на дороге, а также непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, пешеходам, иным участникам дорожного движения.

 +

 1 - 5

 -

 5

 14

 Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил движения по автомагистрали, перевозки пассажиров, пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами, а равно нарушение правил применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.

 +

 до 4

 -

 4

 15

 Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил движения транспортных средств в жилых зонах, перевозки грузов.

 +

 до 3

 -

 2

 16

 Действия, предусмотренные пунктами 8 - 15, повлекшие создание аварийной обстановки.

 -

 10 - 20

 до 6

 10

 17

 Пользование лицом, управляющим транспортным средством (за исключением водителей специальных автомобилей), радио- и телефонной связью во время движения.

 +

 до 2

 -

 1

 18

 Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил проезда железнодорожного переезда.
То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.

 –

 –

 2 – 4

 4 – 20

 –

 –

 5

 7

 19

 Нарушения Правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, предусмотренные статьями 18.12 - 18.15 КоАП, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества.

 -

 10 - 30

 до 6

 12

 20

 Совершение лицом, управляющим транспортным средством, иного нарушения Правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.12 - 18.15 КоАП, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества.

 -

 4 - 20

 до 6

 7

 21

 Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требования работника милиции об остановке транспортного средства.
 Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, неоднократных требований работника милиции об остановке транспортного средства.

 –

 –

 2 - 10

 6 - 20

 –

 –

 5

 10


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter