Об отсутствии национальной кухни в общепите

Край в лаваше

Я не особенно привередлив в еде. Если у меня спросить, какую кухню предпочитаю, недолго раздумывая отвечу: вкусную. И желательно разнообразную. Иначе, если как в анекдоте, на завтрак, обед и ужин пшено, то не только птичкой станешь, но и вообще забудешь, что такое аппетит, и возненавидишь белый свет.

В обеденный перерыв, если позволяет время, иду в столовую. Если нет — не вижу ничего зазорного, чтобы на ходу перехватить гамбургер или какой–нибудь кебаб. К фастфуду особого пристрастия не имею, но как вариант заморить червяка при отсутствии других возможностей вполне допускаю. Поэтому даже с некоторым удовлетворением встретил открытие в свое время возле Дома прессы на улице Богдана Хмельницкого блинной. Через некоторое время помещение перекупили иракцы, которые пустили корни в Минске еще лет 15 назад. К блинам добавились шаурма, хот–доги и еще несколько незатейливых блюд на скорую руку. Для разнообразия — сойдет. Однако совсем недавно удивленно пожал плечами, когда буквально в двух шагах от этого заведения открылось еще одно и тоже с шаурмой. А пару дней назад довелось пройти по Хмельницкого от начала до конца, чего давненько не случалось. Так вот, на одной стороне этой короткой улочки меньше чем в километр, оказывается, уже разместилось четыре шаурмичных. Или как там правильнее их назвать? И этот факт уже не мог не навести на некоторые размышления.

Первое заведение обосновалось в помещении некогда популярного кафе «Батлейка». Впрочем, эта национальная вывеска была вытеснена еще раньше каким–то незапомнившимся словом на латинице. Теперь и оно пало перед натиском шаурмы. Но былой «жаренки» в горшочках здесь не отведать, понятно, и при таком раскладе. И вот этого уже искренне жаль. Потому что в паре сотен метров в сторону площади Якуба Коласа еще раньше, не выдержав испытаний рынком, сдалось немецким пирогам кафе «Бульбяная». А до него, еще ближе к площади, давно сгинул «Паляўнiчы», на самой площади уже и позабылось, что когда–то было кафе «На ростанях». А кто помнит заведение напротив универсама «Центральный», где подавали с пылу с жару «смажанкi»? На его месте уже много лет пиццерия. Та же, в сущности, «смажанка», только итальянская и потому все–таки не та...

Центральная часть города вообще с точки зрения общепита превратилась в одну большую пиццерию, только пестрящую разными вывесками. Да и спальные районы, по большому счету, тоже. Нет, есть редкие вкрапления заведений с более разнообразной кухней. Но они по численности сильно проигрывают пицце, а теперь еще и наступающей по всем фронтам с прилегающих улиц шаурме. Ах да... Напор со стороны суши — не меньший. Я не хочу прослыть гастрономическим шовинистом, но все же милые взгляду и сердцу белорусскоязычные названия ресторанов и кафе прошлого на наших улицах выглядели куда органичнее.

Все это наводит на мысли об отсутствии некоей единой концепции развития общественного питания в столице. Хотя этим, по моим скромным наблюдениям, грешат, пожалуй, все крупные белорусские города. По крайней мере, ни в одном из них мне не удавалось быстро найти заведение, где на ужин можно съесть обычную жаренную на сковородке картошку со шкварками. Нет, я понимаю, что рынок, конкуренция, спрос диктует предложение... Все это аксиома. Под концепцией я понимаю не административное указание бизнесу, что и как делать, а некое укрупненное видение структуры отрасли. Почему бы, например, в свое время, еще на стадии проектирования изначально не сформировать этакий муниципальный заказ на обустройство, скажем, станции метро «Каменная Горка»? Вот есть четыре выхода. На одном логично будет разместить фастфуд. На втором — кафе национальной кухни. Продумать, что нужно на третьем и четвертом, объявить конкурс, а дальше уже дело предпринимателей, за что бороться и как креативно реализовать замыслы. А что получилось? На трех выходах — фактически однотипные гамбургерные конкурирующих американских брендов. На оставшемся и рядом приютились... правильно, пицца, суши, шаурма.

И еще подумалось, что не хватает национальной кухне толики разумного протекционизма, что ли. Не знаю, в каком виде и в какой форме, но все же местные блюда — очень важный элемент обретения своего неповторимого лица. И городом, и страной. В Париже ведь днем с огнем не найдешь ресторан, где вам не подадут луковый суп или лягушачьи лапки. Но это самые раскрученные блюда. А какова здесь кровянка? Блеск! Но белорусская, к слову, ничуть не хуже. Только где ее можно у нас заказать? И Рим, кстати, славится отнюдь не только пиццей и пастой. Здесь вам обязательно предложат поркетту — запеченный рулет из свиной грудинки. А ведь похожие «поркетты» еще недавно крутили чуть ли не в каждой белорусской деревне. В каком ресторане Минска их можно отведать? Но мы почему–то упорно сдаем свой рынок общепита блюдам приезжим. Нет, они тоже нужны. Но хотелось бы все же, чтобы как дополнение к исконным традициям и колориту, а не наоборот.

kryat@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter