Краткость — сестра… диплома

Возможно ли подготовить качественного специалиста по сокращенной программе?

Возможно ли подготовить качественного специалиста по сокращенной программе?

Немногим более года назад Министерство образования, подписав соответствующий приказ, дало возможность вузам дифференцировать сроки получения высшего образования I ступени. Говоря проще, получить образование по более чем 236 специальностям стало возможным за 4 — 4,5 года. И некоторые вузы незамедлительно этим воспользовались. Неужто любого специалиста можно подготовить по ускоренной программе?

Для абитуриентов перспектива сократить срок обучения на один академический год кажется заманчивой, и родителям выгодно, ведь это экономия средств, если ребенок обучается платно. Такого мнения, к примеру, придерживается Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. По словам Елены Живицкой, проректора по учебной работе и менеджменту качества БГУИР, прежде чем приступить к разработке новых учебных программ, здесь опросили как студентов, так и их будущих работодателей. Более половины студентов проголосовали «за». Приказ Министерства образования не стал неожиданностью для ректората БГУИР, ведь процесс обновления стандартов происходил постоянно, а вопрос перехода на сокращенный срок обучения оставался актуальным еще с 2010 года. «К переходу на 4-летнее обучение мы шли планомерно», — делится Елена Живицкая.

В то же время для некоторых вузов данный процесс оказался непростым. Проректор по учебной, воспитательной, аналитической и информационной работе Белорусского национального технического университета Григорий Ловшенко рассказал, что у вуза не самый оптимистичный взгляд на ситуацию. Прежде всего это связано с профессиональной направленностью университета и ответственностью, которая ложится на плечи выпускников.

Объективно важная роль в подготовке будущих инженеров, строителей и механиков отводится практической составляющей учебного процесса. Андрей Снарский, начальник ЦРИО и ОУП БНТУ рассказывает: «Производственные практики были заложены после каждого курса, а если из 5 лет стало 4 года — это минус одна практика». Эту составляющую обучения снизило и сокращение количества курсовых работ и учебных проектов.

«Главной задачей по каждой специальности было сохранить ее ядро — основные дисциплины и логическую последовательность», — комментирует Андрей Снарский. При разработке новых программ пришли к процентному сокращению в пределах практически каждой дисциплины, ведь нельзя обойтись ни без социально-гуманитарного блока (есть вероятность воспитать человека без широкого кругозора), ни без общеобразовательных предметов, которые являются базой для спецкурсов, важных для специальности. Процесс оказался болезненным, но переход на 4-летнее обучение удалось осуществить по многим специальностям, прежде всего экономического профиля.

БГУИР же пошел по пути сокращения гуманитарных дисциплин. Новые учебные планы оптимизированы таким образом, что объем часов по профессиональным дисциплинам существенно повысился. Очевидно, это хорошие новости для студентов, которые с технологиями общаются на ты.

По мнению Елены Живицкой, на качестве образования сокращение сроков обучения не сказывается: студенты раньше приступают к работе в компаниях, а работодатели выстраиваются в очередь за выпускниками вуза.

Конечно, большую роль играет специфика университета, ведь создание программы и строительство дома — задачи разные, и каждая подразумевает различную степень ответственности. «Чего достигли сокращением сроков — поймем при сравнивании специалистов, которые обучались по конкретной специальности 5 лет, и тех, кто обучался 4 года», — подытоживает Андрей Снарский.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter