Кратенько, но со вкусом

Белорусская опера представит 9 и 10 декабря первую премьеру после переезда на сцену столичного Дома офицеров. Зрители увидят две одноактные оперы -- "Рита, или Пиратский треугольник" Гаэтано Доницетти и "Записки сумасшедшего" Вячеслава Кузнецова.
Режиссер обеих постановок -- художественный руководитель Белорусской оперы Маргарита Изворска-Елизарьева.
"Риту" сама Маргарита Николовна называет "милой безделушкой", с оговоркой, однако, что изделия Фаберже -- тоже безделушки, но обладают большой художественной ценностью. В "Рите" множество узнаваемых жизненных ситуаций, которые так же близки сегодняшнему зрителю, как оперному завсегдатаю 18 века. Хитрая плутовка, хозяйка гостиницы, ее муж-пират, вроде бы утонувший в синем море, но потом чудом воскресший, и нынешний муж, который по возвращении пирата оказался в незавидном положении -- этот треугольник действительно вне времен и народов.
Зато вторую оперу при всем уважении к изделиям Фаберже и чувству юмора Гоголя "милой безделушкой" никак не назовешь. Особенно если учесть, что автор музыки и либретто -- Вячеслав Кузнецов -- известен не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами как "яркий представитель музыкального авангарда". Зрители наверняка помнят его по балету "Макбет", и еще не забыли тот факт, что именно Вячеслав Кузнецов написал музыку "Клеопатры" -- нового балета, над которым работает сейчас Валентин Елизарьев и премьеру которого театру пришлось отложить в связи с переездом на сцену Дворца Республики.
-- Да, я много сотрудничал с балетом, а сейчас обратился к опере, -- говорит Вячеслав Кузнецов. -- По-моему, это величайший жанр, к которому подходит композитор. Причем тот, кто раз соприкоснулся с оперой, без нее уже не может. Я вынашиваю новый сюжет...
А "Записки сумасшедшего" -- оперу в стилистике театра абсурда -- Кузнецов написал еще 17 лет назад. И вот произведение, что называется, наконец дождалось своего часа.
По какому принципу объединены в один "вечер одноактных опер" такие разные постановки? Маргарита Изворска-Елизарьева считает, что они вполне совместимы. Если жизнь состоит из контрастов, почему не положить контраст в основу цикла? "Рита" и "Записки сумасшедшего" -- первой пары балетов из большого проекта "Классика и современность", на осуществление которого Белорусская опера, кстати, получила грант Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства. Уже идет работа и над следующей парой одноактных постановок, малоизвестной классической и современной белорусской. Это будут "Джанни Скикки" Джакомо Пуччини и "Его жены" Виктора Копытько. Премьера ожидается в мае будущего года.
Хотя проект, предполагающий серию одноактных премьер, во многом -- детище тех условий "выживания", в которые Белорусскую оперу поставил капремонт здания Большого театра, нет худа без добра. Во всяком случае, артисты оперы уверены, что малые формы -- отличный мастер-класс. Ведь эти произведения более насыщенны и драматургически, и вокально, чем многоактные постановки. А если вдобавок вспомнить, что белорусские спектакли цикла "Классика и современность" добавят в репертуар оперы национального колорита, которого весьма не хватало, то в будущие "ремонтные" сезоны театра можно посмотреть с оптимизмом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter