Красота в керамике, или Почему “писк моды” — плитка из Березы

Когда облицовка стен керамической плиткой стала самым популярным способом отделки квартир и офисов, то в мире случился настоящий бум в производстве этого строительного материала. В советские времена существующие технологии не позволяли производить плитку современного качества, но в эпоху бурного строительства пятиэтажек ощущалась острая нехватка керамической плитки, ее не всегда можно было купить. Исторически сложилось, что Италия и Испания стали законодателями мод в этом сегменте строительной промышленности. Но их теснит Китай, который сегодня является лидером по объемам производства. Плитка производителей Республики Беларусь занимает достойное место среди мировых производителей как по качественным характеристикам, так и по дизайнерским решениям.
Визитная карточка

Родился Константин Андреевич Клейда в деревне Селец Лидского района Гродненской области. После окончания средней школы работал на Лидском авторемонтном заводе, потом служил в рядах Советской Армии. В 1976 году окончил Ленинградский инженерно-экономический институт им. Тольятти. Почти 13 лет трудился на предприятиях города Перми. С 1990 года и по настоящее время — сначала заместитель генерального директора по экономике, затем генеральный директор ОАО “Березастройматериалы”. Константин Клейда — депутат районного Совета. Его хобби — книги, бильярд и шахматы.

И это действительно так. Ну кто бы, скажите, покупал за рубежом продукцию ОАО “Березастройматериалы”, если бы она была плохой! А ее охотно приобретают Украина и Россия, Молдова и Румыния, Казахстан и Узбекистан, Литва и Латвия. Более 86 процентов (вдумайтесь в эту цифру!) всего объема керамической плитки, производимой этим предприятием, уходит на экспорт. Оставшаяся часть продукции поступает на внутренний рынок и также востребована. Чтобы понять, почему, следует совершить экскурс в недалекое прошлое.

В ногу со временем
“Начало нашей совместной работы было положено в 2004 году, после ввода в эксплуатацию цеха по производству керамической облицовочной плитки. Без преувеличения можно сказать, что за столь короткий временной период заводом сделан гигантский прорыв на зарубежных рынках. Отрадно, что продукция предприятия стала конкурентостойкой и на внутреннем рынке”. (Из письма директора иностранного предприятия “Белроскерамика”, г. Минска Ильюшенко Ю.А.)
Как рассказал нам генеральный директор ОАО “Березастройматериалы” Константин Клейда, возглавляемое им предприятие специализируется на выпуске облицовочной и напольной керамической плитки, а также минераловатных изделий. Создано оно на базе Березовского комбината строительных материалов, который был организован в 1967 году. Первоначально в него входили два кирпичных завода сезонного действия, цех по производству печных изразцов и участок по производству мелких стеновых блоков. В 1979—1981 годах кирпичный завод был переоборудован в цех по производству керамической плитки проектной мощностью 300 тысяч квадратных метров в год, доведенной в последующем до 450 тысяч квадратных метров. Через пять лет произведена реконструкция и расширение производства керамической плитки: построен новый производственный корпус, где установлены две технологические линии, введен в эксплуатацию цех по производству фритты.
В 1992 году вошел в строй завод минераловатных изделий, основная номенклатура которого — строительные минераловатные прошивные маты. Одна технологическая линия там была реконструирована под производство минераловатных плит, а в конце ХХ века освоен выпуск прошивных пакетов из минеральной ваты, на заводе керамической плитки организован участок по производству керамических фризов и декоров.
Модернизировалось производство керамической плитки и в последующие годы. Но тем предприятием, каковым является сейчас, оно стало после реконструкции, закончившейся в 2003 году. Тогда было приобретено высокотехнологичное оборудование известной итальянской фирмы SACMI, обеспечивающее качество керамической плитки в соответствии с требованиями международных стандартов. Оно, по словам Константина Клейды, позволило практически полностью автоматизировать управление производственным процессом, а также расширить ассортимент и существенно улучшить качество плитки. Значительно увеличились и мощности по ее выпуску — с 1783 тысяч квадратных метров в год до 3640 тысяч, благодаря чему ОАО “Березастройматериалы” стало вторым среди аналогичных предприятий Республики Беларусь по объемам производства.
И в этих коллекциях есть свои шедевры
ОАО “Березастройматериалы” является динамично развивающимся предприятием, постоянно осваивающим новые технологии, разрабатывающим и обновляющим дизайн выпускаемой продукции. Сегодня ваше предприятие является лидером в своей отрасли в Беларуси и России, выпускающим современную высококачественную плитку, которая по своим характеристикам и дизайну находится на уровне ведущих мировых производителей”. (Из письма генерального директора ЗАО “Интергаз” г.Перми Кузнецова В.В.)
Если в советские времена любая цветная, неординарная керамическая плитка на полу и стенах санузла была показателем “зажиточности”, то сегодня этот облицовочный материал доступен всем и широко представлен на рынке как зарубежными, так и отечественными производителями. Как говорится, на разный вкус и толщину кошелька. И напрасно некоторые покупатели считают, что импортный товар лучше. Фомам неверующим советуем посетить демонстрационный зал ОАО “Березастройматериалы”. Мы там провели бы не один час, позволяй нам время на рассматривание всех образцов продукции. Но даже при беглом осмотре ни одна коллекция не оставила нас равнодушными. Плитка здесь разных расцветок, есть под дерево, ламинат, паркет, камень и т.д. К слову, обнаружили мы и авторскую работу генерального директора предприятия — плитку, стилизованную под бересту. Константин Клейда по образованию не художник, но есть в нем творческое начало, коль смог создать оригинальный дизайн.
Практически все образцы плитки, коих здесь около сотни, представлены в виде коллекций. К стеновой облицовочной в обязательном порядке прилагается вариантный образец плитки напольной. Как пояснил ведущий инженер отдела маркетинга Сергей АНТАНЮК, потребители теперь, дабы не ломать голову над тем, как дома выложить плитку, хотят видеть готовое интерьерное решение. Понравилось — купили. А чтобы у человека был выбор, на предприятии решили к каждой коллекции прилагать и памятку, содержащую несколько вариантов укладки плитки и декоративных элементов. А какие нынче предпочтения у людей?
— Многое зависит от их менталитета и места жительства, — говорит Сергей Александрович. — Италия — жаркая страна, поэтому ее жители больше любят цвета под гранит и мрамор, что создает ощущение прохлады. В Архангельск такую плитку не повезешь, им надо что-то потеплее, типа бересты. Петербуржцы просят плитку нежных тонов, москвичи, наоборот, предпочитают более контрастную.
Если говорить о конкретной коллекции, то сейчас наибольшим спросом пользуется “Елена” в четырех цветовых гаммах — зеленая, бежевая, голубая и особенно — розовая. А вот мода на плитку, стилизованную под ткань, уже прошла. Дело в том, что она хорошо смотрится только в соответствующем интерьере, например в кабинете, обставленном плетеной мебелью из лозы. Мы такие нюансы учитываем, и если спрос на ту или иную плитку падает, то снимаем ее с производства. Что касается цветовых пристрастий, то в прошлом году предпочтения покупателей отдавались голубому, сейчас — розовому, а на пол больше берут плитку кофейного цвета. Хорошо покупают, прежде всего фирмы, антискользкую плитку “Антей”, “Венеция”, имеющие особую посыпку поверхности. Но мода изменчива, в частности, уже наметился возврат к малоформатной плитке.
Из чего пирог печешь, таким он и получится
“Продукция  ОАО “Береза-стройматериалы” пользуется повышенным спросом у покупателей и хорошо известна во всех регионах Украины благодаря широкому ассортименту плитки и хорошему качеству. Плитка имеет красивый внешний вид, современный дизайн, точные геометрические размеры, прочность, долговечность. Одним из достоинств продукции является ее доступная цена для всех слоев населения”. (Из письма директора ООО “Павлид” г.Киева Пахоты П.)
Конкуренция на рынке керамической плитки с каждым годом ужесточается, и даже признанным грандам в этой сфере приходится нелегко. Как же удается удерживать завоеванные позиции ОАО “Березастройматериалы”? — поинтересовались мы у генерального директора Константина КЛЕЙДЫ.
— В первую очередь за счет качества, — говорит Константин Андреевич. — К нему наши внутренние требования даже выше тех, которые предусматривает ТНПА. Важна и сама технология изготовления керамической плитки. При разработке рецептуры были учтены опыт древних мастеров и самые передовые достижения современности. Тщательный подбор и контроль сырьевых компонентов, использование широкого спектра колорирующих добавок и пигментов придают товару особые эстетические свойства. Постоянное совершенствование качества глазурного покрытия вместе с широкой цветовой гаммой и современным дизайном делает керамическую плитку нашего предприятия достойной внимания самого взыскательного и требовательного покупателя.
— Насколько важную роль играет сырье?
— Весьма существенную. Один из основных компонентов — глина. Ее мы частично используем отечественную, но большую часть сырья завозим из Донецкой области, которая лучше по своим химическим и физическим свойствам.
— Как наращивались объемы выпускаемой продукции, расширялся ассортимент изделий?
— Существующее плиточное производство мы обновили на 90 процентов. Раньше плитки для пола не изготавливали, теперь выпускаем. Уже превысили проектную мощность и довели ее выпуск до 1,3 миллиона квадратных метров. Купили комплексную линию по выпуску облицовочной плитки мощностью 1,5 миллиона квадратных метров. Более чем вдвое увеличили производство и, что немаловажно, снизили энергозатраты примерно на 40 процентов. Планируем дальнейшее расширение производства.
— Такие проекты требуют больших капиталовложений...
Хочется поблагодарить руководство АСБ “Беларусбанк”, с которым у нас хорошие партнерские отношения. Банк выделил нам кредит в размере 6,7 миллиона долларов, а мы в свою очередь выполняем обязательства по своевременному возврату заемных средств. Также хотим отметить, что мы постоянно чувствуем взаимопонимание и поддержку руководства Министерства архитектуры и строительства и властей района и области.
— Торговая марка вашего предприятия — “Березакерамика”. Не слишком длинное название?
— Раньше думали его поменять, но “Березастройматериалы” уже было на слуху у потребителей. К тому же слово “Береза” навевает приятные ассоциации, поэтому оставили бренд прежним. Кстати, по этому поводу вспомнился курьезный случай. Как-то на выставке в польском городе Познань к нашей экспозиции подошел пожилой канадец и говорит, мол, сам родом из Беларуси, но еще ребенком вместе с родителями уехал жить в Канаду. Сейчас у него там свой бизнес. Помолчал, а потом спрашивает: “Не понимаю, почему “Березакерамика”? Вы что, керамику из березы делаете?” “Да, — в шутку отвечаю, — берем чурку и строгаем”. Потом объяснил гостю, что на его исторической родине есть город с названием Береза. Кстати, тот случай навел на мысль создать коллекцию плитки со славянскими мотивами.
— Из всего увиденного и сказанного можно сделать вывод: плитка из Березы ничуть не уступает той же итальянской. Почему тогда состоятельные граждане готовы втридорога платить за последнюю?
— Преимуществ у итальянской плитки перед нашей продукцией действительно нет, и качество одинаковое, поскольку изготавливаем мы керамическую плитку на том же оборудовании и по той же технологии, что и ведущие итальянские производители. Люди переплачивают за торговую марку, которая у тех же итальянцев более раскрученная. К тому же многие из них, следуя моде, буквально воспринимают понятие “евроремонт”. Дескать, чтобы все было качественно и красиво, обязательно нужно использовать импортные материалы. Это не так, нынче качественный ремонт квартиры или офиса можно сделать и из отечественных материалов, и обойдется дешевле.
Без фантазии и вдохновения чудо не сотворишь
“Благодаря великолепному качеству плитки ОАО “Березастройматериалы”, ее оригинальному дизайну мы имеем очень хорошие результаты продаж, даже в ситуации жесткой конкуренции на украинском рынке. Удачное сочетание цены и качества предопределяет окончательный выбор нашего покупателя, который все чаще приобретает продукцию вашего завода”. (Из письма руководителя предприятия “Ремус-Декор” г.Черкассы Николаева Е.П.)
Без преувеличения, в каждом благодарственном послании, адресованном на имя руководства ОАО “Березастройматериалы”, звучит хвала работе дизайнеров этого предприятия. Здесь действительно создана сильная группа творцов, кроме того, завод активно сотрудничает с Белорусской академией искусств. Ежемесячно на предприятии появляются новые коллекции плитки.
Возможно, на иные предприятия выпускники вузов и не хотят распределяться, но только не на “Березастройматериалы”. В этом году на предприятии преддипломную практику проходили восемь студентов академии искусств, двоих из них взяли в штат. Девушки предпочли не цепляться за столицу, а поехали в небольшой город на Брестчине. Во-первых, у них здесь интересная работа, во-вторых, есть перспективы как творческого, так и карьерного роста, в-третьих, довольно приличная зарплата — в пределах 700 тысяч рублей.
— Я был поражен, когда увидел, как много практиканты за две недели сделали рисунков, — говорит Константин Клейда. — Мы потом из полусотни их работ по дизайну сделали выставку. Молодежь, что приятно, хочет творить, у них — полет мысли. Не случайно в группе художников-дизайнеров преобладают люди молодого возраста. У них, как образно выразился генеральный директор, еще незамыленный глаз и есть свежие идеи. Творцам на предприятии созданы все необходимые условия, включая предоставление современной компьютерной техники, в чем сами могли убедиться.
— А план у ваших сотрудников есть? — поинтересовались мы у руководителя группы дизайнеров Аллы Михнюк.
— Есть, три работы в месяц, — ответила Алла Ивановна. — Но план — понятие условное. Можно сделать 10 работ, а можно одну, но классную. Творческий процесс начинается с поиска идеи, которую хочется воплотить в жизнь. Разработанные эскизы дизайна оценивают специалисты маркетинга и решают, будет такое оформление плитки или нет. Руководство предприятия нас поддерживает, помогает.
— И над чем вы сейчас работаете?
— Я лично — над темой пробкового дерева. Есть у нас идея запустить в серию плитку, выполненную по национальным мотивам. Это темы лозы, березы, дуба, в целом леса, что ближе менталитету славянских народов.
Будете в Березе, зайдите в гости к “Василю”
За производственными делами на предприятии не забывают и о социальной сфере. Как сообщила первый заместитель генерального директора Наталья Ригина, в 2002 году был сдан в эксплуатацию молодежный кооператив, с долей предприятия 8 квартир. По мере возможности здесь выдают на возвратной основе кредиты на строительство жилья. Каждому работнику при уходе в отпуск оказывается материальная помощь. Равно как и раз в год — многодетным семьям, неработающим пенсионерам — бывшим работникам предприятия. Женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, дополнительно к государственным пособиям ежемесячно выплачивается по 40 тысяч рублей. При уходе на заслуженный отдых работник получает выходное пособие в размере 90 тысяч рублей за каждый отработанный на предприятии год. Все дети работников завода в возрасте до 13 лет к новогодним праздникам получают подарки.
Есть у ОАО “Березастройматериалы” мини-гостиница, физкультурно-оздоровительный комплекс, два магазина, две столовые и даже ресторан “У Василя”, услугами которого пользуется весь город. Кормят там, знаем не понаслышке, отменно. Не зря же генеральный директор предприятия специально приглашал из Минска повара-кубинца, чтобы тот поделился секретами кухни своей страны с местными коллегами. Одно блюдо “огненные крылышки” чего стоит! Почему ресторан именуется “У Василя”? Говорят, название естественным способом родилось, когда выяснилось, что ресторан появился в бытность предшественника Клейды на посту гендиректора, которого зовут Василий, а остальные четыре руководителя, имевшие непосредственное отношение к строительству этой точки общепита, также были... Василями.
Сильный у предприятия коллектив художественной самодеятельности, работают секции по многим видам спорта. В этом году, например, на областных соревнованиях между предприятиями стройиндустрии сборная команда ОАО “БСМ” стала второй в общекомандном зачете.

Только факты ОАО “Березастройматериалы” лауреат конкурсов:

2004 год: “Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации” в рамках программы “100 лучших товаров России”; “Лучший строительный продукт года-2004”.
2005 год: “Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации” в рамках программы “100 лучших товаров России”; “Лучшая продукция года 2005” в номинации плитка керамическая для полов и внутренней облицовки стен; “Премия Брестского облисполкома в области качества” за достигнутые значительные результаты в области качества продукции и внедрение высокоэффективных методов управления качеством; “За достижения в строительной отрасли Республики Беларусь-2005” в номинации “Экспортер года” в категории “Организация промышленности строительных материалов”.
2006 год: “I Международный конкурс на лучшую строительную и проектную организацию, предприятие строительных материалов и стройиндустрии” за достижение высокой эффективности и конкурентоспособности в строительстве и промышленности строительных материалов; “Премия правительства Республики Беларусь за достижения в области качества” в номинации “Производство непродовольственных товаров бытового назначения”; “Лучшие товары Республики Беларусь” в номинации “Промышленные товары для населения и изделия народных промыслов”; акционерный сберегательный банк “Беларусбанк” вручил диплом в номинации “За долговременное и плодотворное сотрудничество”.

ОАО “Березастройматериалы” предлагает:
m плитку керамическую облицовочную 200x300, m плитку для пола 300x300, m теплоизоляционные материалы: m плиты минераловатные П-125, m маты прошивные минераловатные М1-100 строительным организациям, торговым предприятиям, а также частным лицам.
Наш адрес: г.Береза, ул.Комсомольская, 25. Тел.: (8-01643) 4-34-70; 4-30-87; 4-34-65.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter