По каким критериям мы определяем, что нам нравится, а что нет

Красота в глазах смотрящего

На вкус и цвет товарищей нет. Это расхожее выражение довольно точно характеризует восприятие предметов, событий и явлений каждым отдельным человеком. Наглядный пример такого подхода — искусство. Допустим, классические картины, отражающие действительность почти фотографически, нравятся всем. Или как минимум не вызывают внутреннего отторжения. А вот абстрактная живопись уже на любителя. Объяснить, как мозг вообще определяет, что считать красивым, а что нет, ученые пытаются давно. В 1990-х годах даже появилось новое научное направление — нейроэстетика.

Музыка стресса и не только

Казалось бы, представление о красоте очень и очень субъективно. Однако на данный момент наука уже пришла к выводу, что мозги людей работают по одному и тому же принципу, активно используя систему шаблонов. Естественно, это весьма упрощенное описание, но суть отражает верно: с рождения и до смерти серые клеточки коллекционируют, классифицируют и формируют базу картинок, ситуаций и образов, которые затем используют в разных условиях. В том числе для эстетической оценки всего, что мы видим. И вот тут начинается самое интересное.

На восприятие влияет масса факторов, главные из которых — базовые параметры, заложенные в процессе эволюции, культурные традиции, принятые в обществе, в котором сформировалась конкретная личность, и эмоциональный опыт. Последний момент объясняется элементарно: например, если человек пережил трагедию под музыку Шопена, этот композитор, да и вообще классическая музыка становятся триггером негативных эмоций. В этом случае абсолютно бесполезно втолковывать про пользу классики для нервной системы — возвращающийся стресс не даст оценить гармонию звуков, они будут неприятны.

Это проявляется не только по отношению к музыке. К примеру, мы можем не любить брюнетов или блондинов, платья в горошек или брюки в клеточку, вкус мяты и так далее. Просто потому, что это маркеры неприятных воспоминаний. Кстати, в большинстве случаев мы не можем внятно объяснить причину нелюбви, потому что процесс «выбраковки» происходит в мозге на уровне нейронных связей.

Точно так же работает схема предпочтений. Например, любимый человек подарил букет обычных полевых цветов, к которым вы до этого момента были равнодушны. И вот, пожалуйста, теперь ваши любимые цветы — ромашки и лютики.

Против течения, но в фарватере

Момент привлекательности, связанный с культурными традициями, имеет глубокие эволюционные корни, хотя тоже объясняется просто. Люди — социальные существа, выживающие за счет кооперации с представителями своего вида. У зверей в прайдах, стаях, стадах и сообществах такое тоже не редкость. Но из-за тонкой душевной организации Homo sapiens у нас это выражено глубже.

Поскольку у каждого полно своих тараканов в голове, поссориться из-за ерунды людям легче легкого. Но это контрпродуктивно. Поэтому эволюция определила правила: мнение окружения мы, как правило, отзеркаливаем. В том числе перенимаем общий взгляд на красоту и правильность. Если в обществе считаются привлекательным длинные волосы у женщин, а короткие стрижки — признак легкомысленности, ваши личные каноны будут такими же. Изменения могут произойти только в том случае, если вы смените окружение. Но они все равно будут «общеупотребительными», только в другом варианте.

Поддерживать индивидуальный стиль и взгляды, идти против течения в данном случае означает то же, что бунтовать против природных законов. Именно поэтому новаторы и гении в любой области культуры, будь то живопись или модная индустрия, — действительно весьма примечательные личности. И как и любое отклонение от нормы (в хорошем смысле слова), встречаются редко. Впрочем, нам с природой не тягаться. Она и тут нас быстро подгребает обратно под свое крылышко: сильная личность формирует свой круг общения, нарабатывает авторитет и создает свои эстетические каноны, которые затем снова нарушает уже другой «гений чистой красоты». И так до бесконечности. Хотите убедиться в справедливости этого правила — вспомните свои предпочтения в юности.

Тяжелая артиллерия вкуса

Помимо вышеперечисленных параметров, определяемых логикой и законами эволюционной биологии, существуют еще и нейробиологические принципы привлекательности (речь идет прежде всего о внешности). Казалось бы, симпатия должна основательно опираться на чувства — проскочила искра, бабочки там запорхали в животе… Это уже потом говорят, что с лица воду не пить. Но на первоначальном этапе партнера для отношений мы все же выбираем по внешности. Нечто вроде: «Ах, меня сразу поразили его выразительные глаза! Как молнией ударило!» Однако печальный факт в том, что в реальности романтики тут нет вообще никакой. Работают математика, геометрия и эндокринология: усреднение, симметрия и гормоны соответственно. Впрочем, обо всем по порядку.

Ученые считают, что универсальные стандарты привлекательности сформировались у древних людей еще в плейстоцене. И первую скрипку здесь играют внешние признаки, сигнализирующие о хороших репродуктивных характеристиках особи. Например, есть параметры, говорящие об оптимальной концентрации половых гормонов, что крайне важно. Понятное дело, мы ни о чем таком не думаем, но для мозга картинка сразу складывается. Вот вам бы пришло в голову, что среди признаков высокого тестостерона у мужчин — уверенный взгляд и хорошее настроение? А потом мы удивляемся, что всем нравятся весельчаки и балагуры, а нытиков никто терпеть не может.

Далее мозг оценивает, насколько симметричны черты лица — это говорит о том, что предполагаемый партнер здоров. С этим можно соглашаться или нет, но в животном мире асимметрия считается браком и говорит о пороках развития. В частности, из-за паразитарных инфекций.

Такой параметр, как усредненность, честно говоря, не совсем понятен — якобы человек выбирает партнера (или оценивает как красивого) из представителей своей этнической группы. В то же время люди смешанных национальных признаков выглядят для нас привлекательными, поскольку несут более разнообразный генетический материал.

Впрочем, есть один существенный нюанс... Дело в том, что актуальные когда-то критерии репродуктивного успеха с развитием медицины, появлением антибиотиков, искусственного оплодотворения и так далее уже не так очевидны. А некоторые и вовсе спорны. Тем не менее для перемен с точки зрения эволюции прошло совсем немного времени. Поэтому система оценки работает по инерции. Во всяком случае, пока.

КСТАТИ

Фото  pexels.com

Двигатели прогресса

Если все так четко укладывается в схему, почему тогда существуют люди (и их достаточно много), которым нравятся лица, произведения искусства и прочее, не соответствующее усредненным шаблонам красоты? Полагать, что таким образом они обманули эволюционную машину, было бы слишком самонадеянно. По крайней мере, не Homo sapiens с их жалкими 200 тысячами лет истории тягаться с законами природы (которым, на минуточку, 3,5 миллиона лет). Фактически это она нас использует, поскольку на таких «индивидуалах» срабатывает очень важная вещь — закон совершенствования и дальнейшего развития популяции. Люди, способные увидеть красоту в новой гармонии, как раз и есть двигатели такого прогресса. И эволюции они очень нужны. Для общего развития, так сказать.

Есть и другие любопытные моменты в восприятии искусства. Например, некоторые произведения мозгу нравятся, потому что они развлекают нейроны. Так, картины и портреты в стиле импрессионизма он разгадывает как головоломки, собирая целое из разрозненных мазков и пятен. Когда мозаика складывается, срабатывает система вознаграждения за труды, и мозг «заваривает» себе любимому порцию дофамина, вызывающего чувство удовольствия и удовлетворения — все довольны и счастливы. Красивыми многие люди считают умиротворенные пейзажи — они навевают чувство спокойствия. А в 1990-х годах американские исследователи выяснили, что, за редким исключением, всем нам нравятся виды африканской саванны — местности, где зародился наш вид. Вот ведь как: столько лет прошло, а на родину тянет!

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter