Красота не спасет

Так повелось причитать при случае, что красота спасает мир, во что я не верю и готова привести несколько аргументов в пользу всего некрасивого, но столь необходимого, что ему ничего не остается делать, как заниматься спасением всего и вся, пока прекрасное возлежит на постаменте, сверкая блестками своих идеальных пропорций.

Фото pixabay.com

Для начала скажу, что понимаю красивое как нечто стремящееся к своему пику, кульминации. Передо мной вот прямо сейчас яблоко, и оно красиво, потому что я сорвала его с дерева за два мгновения до того, как плодоножка готова была сдаться и надломиться. Еще час, может быть, и этот налив отбил бы свой белоснежный бок о твердь земную. Но теперь некоторое время яблоко будет красиво. А потом я его съем, потому что иначе фрукт покроется темными пятнами, соберет вокруг себя мошкару и превратится в отвратительное. Смотреть, как что–то красивое превращается в ужасное, — невыносимо. И в момент, когда я пишу это, мой пес, поскуливая, спрыгивает с дивана, потому что ему 12 лет и у него опухоль на лапе. От симпатичного игривого щенка не осталось и следа. Неприятный запах из пасти, лужи по дому из–за возрастных трудностей, но наша любовь к нему пишет красным — мы вместе до самого конца. И в том, что мы любим его некрасивого, — гораздо большее спасение, чем в том, если бы мы поменяли его на красивого нового. Так что именно испытания и всякое «фу» этой жизни проявляют человеческую красоту души. Мир глубокий и разный, отведав его грязи, становишься чище. Как ни странно.

Красота человеческого лица и вовсе сомнительное дело. Лицо может быть даровано природой или добыто собственными стараниями. Красивая девушка сходит к косметологу и станет еще краше. И да, это приятно — видеть людей в момент их приближения к пику, расцвету и кульминации. И даже приятно видеть пожилых людей, которые сумели сохранить красоту. Для этого я и завела инстаграм. Любуюсь и, чего скрывать, иногда делюсь своими красивыми фото. Но в этот самый момент осознаю, что когда мой ребенок болен, а я не спала всю ночь, я некрасива. И никогда не опубликую свою лохматую фотку. Но ведь эта некрасота лучшее, что есть во мне. Некрасота невыспавшейся матери, некрасота врача, простоявшего ночь на смене, рабочего, сорвавшего ногти у станка, некрасота травмированного спортсмена. Эти синяки под глазами, опущенные плечи и сутулая спина. Это некрасиво! И никто не скажет, что дремлющий в троллейбусе дядька красив. Он уткнулся лицом в замызганную раму, у него маникюра нет и нет красивой яхты, и никакой уникальности. Таких миллионы, обычный некрасивый трудяга. Не как балерина. Хоть и у балерины ступни жутко некрасивые, потому что они тоже вкалывают. И еле–еле ступают потом своими ногами. Как мой пес, скулят. Все, кто трудится до пота, крови и боли, все некрасивые. Но вы же не станете спорить, что этот труд спасает наш мир?

Говоря о красоте, мы, конечно, имеем в виду гармонию. Все то, что ласкает слух, глаз, обоняние и остальные чувства. Одному и комиксы — высокая литература, другому Шекспира в первоисточнике подавай. И здесь мы сталкиваемся с суждениями, делимся на лагери. Так моя высокообразованная подруга начинает снисходительно рассуждать о вкусах «простого народа», которого кормят низкосортными сериалами про криминальный мир, а приятель, разбирающийся в вине, возмущается тем, как можно налить себе «чарлик». И что выходит? Что даже наш внутренний прогресс, наше воспитание красивым и итоговое умение оценить продукт самого высокого качества не делают нас лучше, а провоцируют на осуждение тех, кто не постиг.

Красота градирует и даже унижает, отбирает шанс и губит. При прочих равных на собеседовании работодатель отдаст предпочтение более красивому претенденту. А муж моей приятельницы ушел к молодой и тоже красивой. Ну какое уж тут спасение мира — одна печаль.

На днях мне пришлось провести три часа в помещении, где из любопытного был только один глянцевый журнал. И вот насмотревшись вдоволь на бриллианты светских див, мне изо всех сил захотелось чего–то простого, так что, придя домой, я съела кусок хлеба с маслом и подумала, что это хоть и никак не на пользу моей красоте, но на кой мне такая красота, если и хлеба с маслом не съесть. Так что пусть красота требует жертв. Мое право не стать ее жертвой.

Т.С.

sylim@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter