Красота из соломы

Календарь и традиции

15 апреля - 5-я седмица православного Великого поста.


Умение и стремление украсить свой дом, казалось бы, самыми неожиданными вещами характерно для многих народов. И каждый использует какой-то свой собственный, особенный "расходный материал", чаще всего не требующий больших затрат на приобретение и перевозку. Обычно здесь действует принцип: оглянись вокруг и найди то, что способно в умелых руках удивительнейшим образом преобразиться. Белорусам самое время вспомнить про солому. Высохшие стебли злаковых становились не только добавкой к кормам животных, материалом для матрацев, подстилкой и прочими сугубо практичными вещами. Солома у нас находила куда более широкое применение.


Сила стеблей соломы, их необыкновенный золотой цвет, своеобразное сияние притягивали белорусских мастеров издавна. Сама по себе солома у предков считалась символом плодородия и достатка. Поэтому-то ее и подкладывали под "святочны абрус" на богатом колядном столе. Солому использовали, загадывая о будущем урожае: в таких случаях имели значение длина соломинок, их толщина, предсказывавшие качество выращенного льна, хлебов. Ну а со стебельками соломы, предназначенными для изготовления поделок, обходились особенно бережно, сохраняя со "спякотной пары жнiва" до времени поста, когда появлялось немного свободного времени для соломоплетения. Но сначала с материалом требовалось проделать целый ряд технологических операций, чтобы он стал послушным. Потом уже из него создавались прекрасные вещи. Хотя как люди практичные белорусы прежде всего думали о предметах чисто хозяйственного предназначения и в первую очередь плели различные короба и корзины для хранения зерна. Ведь солома - материал живой, благодаря доступу воздуха через мельчайшие перфорации в переплетениях позволяла зерну при хранении дышать, не покрываться плесенью. Очень плотное плетение применялось для изготовления емкостей для хранения муки. Из соломы делали и знаменитые "сявенькi", с которыми выходили в поля во время сева: "З поўнай сявенькi, з правай жменькi: кiнешь рэдка, узыйдзе густа". И даже такой сложный по конструкции объект, как пчелиный улей, хотя здесь требовалось особое мастерство, ведь пчелы весьма привередливы и лишь бы где жить не станут. Если рой не признает такой улей своим и уйдет - это считалось плохим знаком.


Кроме сугубо утилитарного подхода, возникало еще и стремление создавать из соломы то, что превращалось в "аздобу" или просто радовало душу. Сплетенные из умело обработанной и податливой соломки элементы - плоские косички, выпуклые трех-четырехгранные розетки, чешуйки, подобия перьев - давали фантазии умельцев неограниченное поле для полета. В 70-е годы прошлого столетия мне приходилось видеть Царские врата - один из главных элементов церковного оформления - из соломы. Созданные в конце XVIII - начале XIX столетия и находившиеся в прекрасном состоянии, они поражали своей простой, естественной красотой. Радует то, что мастерство соломенных дел мастеров не утрачено в наши дни, что сейчас у нас много талантливых, порой уникальных мастеров и мастериц, создающих потрясающие вещи. Своим умением они делятся с младшими поколениями, передавая им традиционные национальные навыки. Соломенная пластика нашла свое отражение в различных шкатулках, статуэтках, изображающих людей, птиц, в сложных композициях на фольклорные сюжеты. Сувениры, украшения (заколки, обручи для волос), шляпы, крохотные брелоки в виде "капялюшыкаў", лапоточков, колокольчиков из соломки с удовольствием раскупаются иностранными туристами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter