В Столбцовской ЦРБ первыми на Минщине организовали работу поликлиники и приемного отделения по новому алгоритму

Красный, желтый, зеленый…

В июне на базе центральной районной больницы открыли приемное отделение, где работу организовали по принципу «светофора», разделив потоки пациентов по цветам — «красный», «желтый», «зеленый». По такой же модели организовали работу и в поликлинике. Врачи и пациенты, отзываясь о новом подходе в оказании медпомощи, признают, что он помогает экономить время, улучшает доступность. 

Фельдшеры выездной бригады Роман ТЕЛЕШ и Андрей АХРЕМ.

ДАЖЕ тем пациентам, кто пришел в поликлинику Столбцовской ЦРБ впервые, не составит большого труда найти нужное отделение, узкого специалиста. Буквально с первых шагов тебя сопровождают информационные таблички. Еще одна деталь, которая сразу бросается в глаза, — у окон регистратуры, справочной службы нет… очередей. В коридорах поликлиники УЗ «Столбцовская ЦРБ» таблички двух цветов — зеленые и красные. Как выяснилось, это не дизайнерский ход, а подсказка для пациента, поясняет заместитель главного врача по медицинской части Людмила Некрылова:

— В медучреждении сделали ставку на информационную доступность. Увеличили количество регистраторов, в помощь пациентам инфокиоски. Талончики также можно заказать по телефону, интернету. В одном ключе оформили стенды, чтобы человек не думал, куда пойти, у кого спросить. Здание большое — четыре этажа, разные корпуса, но сразу понятно, что и где расположено. Мы работаем по программе «Заботливая поликлиника». Одно из ее направлений — распределение потоков амбулаторных пациентов. Цвет акцентирует внимание каждого на том, какую здесь оказывают помощь. К примеру, в «зеленой» зоне ведут прием врачи общей практики. Это 10 универсальных специалистов. Причем поликлинику укомплектовали ими на сто процентов. Так что и в этом плане доступность медпомощи стала выше. 

Заместитель главного врача по медицинской части Людмила НЕКРЫЛОВА.

Но как самим посетителям такой порядок? Жительница Столбцовского района Валентина Александровна к врачам обращается часто. И сегодня взять талончик, говорит, особого труда не составляет. С помощью цветовых подсказок проще сориентироваться в коридорах отделений: «Мне так удобно, что вместо обычного врача-терапевта принимает врач общей практики. Он сразу за нескольких специалистов, проконсультирует как невролог, как ЛОР, ответит на все вопросы, и не надо лишний раз ходить по кабинетам». 

Игорь Пупынин врачом общей практики работает три года. Утверждает, что благодаря новому алгоритму рабочая атмосфера стала спокойнее, все планируется заранее. В помощь — система электронного здравоохранения, которую активно внедряют в ЦРБ. Рабочие места специалистов больницы оборудованы компьютером, в котором и электронная амбулаторная карта пациента, и электронные рецепты можно распечатать, обменяться информацией с коллегами. У каждого специалиста в арсенале еще и планшет — очень удобно, когда вызывают на дом к больному. Кстати, в Столбцовской ЦРБ уже в этом году планируют перейти на электронный вариант оформления истории болезни стационарных пациентов. Причем проект уже осваивают в отделении хирургии. 

Прием ведет врач общей практики Игорь ПУПЫНИН. 

Идем дальше. В «красной» зоне находится процедурный кабинет. За смену через него в среднем проходит 150 пациентов. Сдать анализ крови, сделать укол. И здесь ведь тоже важно, чтобы не собиралась очередь. По мнению медсестры Елены Жук, распределение зон дисциплинирует и медиков, и тех, кто приходит на прием. 
Столбцовский район — это порядка 39 тысяч жителей. Причем сельские составляют большинство — почти 23 тысячи человек. Поликлиника ЦРБ рассчитана на 600 посещений в смену, стационар — на 339 коек. Поэтому можно представить, что поток пациентов, которые обращаются за помощью к районным медикам, довольно большой.
«ЖЕЛТАЯ», «зеленая» и «красная» зоны помогают с логистикой пациентов и в приемном отделении ЦРБ, которое сами врачи называют «лицом стационара». Реконструированное отделение открыли буквально месяц назад. Для этого модернизировали уже имеющиеся площади. Построили эстакаду и подъездные пути по новому проекту. С улицы нельзя не заметить надпись «приемное отделение», которая дублируется и на… английском языке. На дверях наклейка, что в помещении можно подключиться к Wi-Fi. А внутри? Признаться, для райбольницы выглядит впечатляюще. Широкий коридор, кабинеты с ультрасовременным ремонтом. Причем здесь также предусмотрено деление на зоны по цветам. И опять же — везде таблички, на которых также надписи на английском. Табло подсказывает, что на посту, где сегодня дежурят медсестры Ирина Цвирко и Татьяна Климович, есть посетитель. Оказалось, доставили пожилого человека: приступ стенокардии. В анамнезе ишемическая болезнь сердца. Всю необходимую информацию заносят в компьютер. Засекаю время. От момента поступления до госпитализации в стационар прошло всего 20 минут. За это время сделали ЭКГ, взяли анализы. 

Медсестра процедурного кабинета Елена ЖУК.

Медсестры дежурного поста приемного отделения Ирина ЦВИРКО и Татьяна КЛИМОВИЧ.

От того, как будет выстроена работа с момента отъезда «скорой» по адресу, как быстро доставят человека в больницу, где его обследуют, окажут необходимую помощь, зачастую зависит многое, замечает Людмила Некрылова:

— Сегодня технологии должны идти к пациенту. Старое отделение уже не отвечало требованиям времени. А ведь наша основная задача — на каждом этапе улучшать качество и доступность оказания медпомощи. Ежедневно через приемное отделение проходит от 30 до 40 человек. Важно от момента первого контакта медработника с пациентом оказать ему помощь в течение золотого часа. Надо приехать по вызову, осмотреть, доставить в больницу и решить вопрос, где он будет проходить лечение. По степени тяжести состояния поступившего человека здесь также определены три зоны.

Цветные зоны подразумевают свой алгоритм действий для медиков и пациентов. «Зеленая» — амбулаторная. Она для тех, кто поступает в удовлетворительном состоянии, госпитализация не нужна. «Желтая» — те, кто находится в состоянии средней степени тяжести. Как правило, таким пациентам требуется динамическое наблюдение в течение 12 часов. Для чего в новом отделении организовали две койки краткосрочного пребывания. За это время врач проводит определенные диагностические исследования. Если выясняется, что человек не нуждается в лечении в стационаре, его направляют на амбулаторное. И третья зона — «красная». Особой тревоги. По ней пациенты, которые поступают в тяжелом состоянии, доставляются прямиком в отделение реанимации или операционную. Красные стрелки на стенах и полу указывают направление. Причем если их везут на карете «скорой», фельдшеры еще в дороге связываются по телефону или рации с приемным отделением или реаниматологами. 

С открытием нового отделения все стало намного технологичнее. Теперь есть два поста — один приема и один там, где размещены краткосрочные койки. Сейчас полностью изменилась логистика, все стало предельно просто и доступно для пациента. Чтобы в кратчайшие сроки провести необходимое обследование, отделение оснастили оборудованием. Все функционально и продумано до мелочей. А их, что касается здоровья, не бывает. Сейчас прямо в приемном отделении можно сделать УЗИ, провести эндоскопию. А ведь раньше для этого пациента приходилось перевозить из корпуса в корпус. Сегодня же достаточно вызвать в отделение нужного специалиста. Также в старом помещении была одна смотровая комната, где дежурили сразу несколько специалистов. И если требовалось одновременно принять нескольких человек, образовывалась очередь. А теперь общее помещение разделено на отсеки, где принимают врач-хирург, врач-педиатр, врач-офтальмолог, врач акушер-гинеколог. При необходимости посредством телемедицины можно проконсультироваться с коллегами из областной больницы, республиканских центров. Все это, понятно, максимально экономит время, помогает сократить пребывание пациентов в приемном отделении. Появилась и комната для персонала со всеми удобствами, душ. 

Врач-терапевт Николай ЛАЗАРЧУК.

Врач-терапевт Николай Лазарчук отмечает плюсы: лучше стали условия работы, сократилось время пребывания пациентов, но главное, что реанимация буквально под рукой. Анестезиолог-реаниматолог отделения реанимации и анестезиологии Юрий Астахнович подтверждает: 

— Приемное отделение, если так можно сказать, «географически» стало к нам ближе. Улучшилась логистика и сократилось время доставки пациента с кареты «скорой помощи» в приемное отделение и оттуда в отделение реанимации. Важно, что доставляем пациента «в одном уровне». Широкий коридор позволяет за считанные минуты перевезти человека к нам в отделение. Причем если установлена аппаратура, врачам анестезиологам-реаниматологам нужно двигаться параллельно с каталкой. В старом корпусе при входе было несколько дверей, лестничная клетка. Это затрудняло транспортировку. 

Врач анестезиолог-реаниматолог Юрий АСТАХНОВИЧ и медсестра Елена НЕКРАШЕВИЧ.

korenevskaja@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter