Красный свет на пути «серых» таксистов

НА АВТОВОКЗАЛЕ в Гродно легко можно встретить таксистов-нелегалов, предлагающих гражданам комфортную поездку с ветерком почти за те же деньги, что и транспортное предприятие. И хотя из динамиков, установленных на территории, периодически разносятся предупреждения, чем грозят такие поездки пассажирам, желающие воспользоваться услугами «серых» извозчиков все же находятся. Понятно, что автотранспортные фирмы, которые легально работают и платят соответствующий налог, несут финансовые потери. А пассажиры лихих нелегальных таксистов в свою очередь рискуют здоровьем и жизнями.

На Гродненщине намерены объявить непримиримую войну нелегальным извозчикам.

НА АВТОВОКЗАЛЕ в Гродно легко можно встретить таксистов-нелегалов, предлагающих гражданам комфортную поездку с ветерком почти за те же деньги, что и транспортное предприятие. И хотя из динамиков, установленных на территории, периодически разносятся предупреждения, чем грозят такие поездки пассажирам, желающие воспользоваться услугами «серых» извозчиков все же находятся. Понятно, что автотранспортные фирмы, которые легально работают и платят соответствующий налог, несут финансовые потери. А пассажиры лихих нелегальных таксистов в свою очередь рискуют здоровьем и жизнями.

Вот один из последних случаев: в Ивьевском районе водитель-нелегал, перевозивший пассажиров на микроавтобусе «Фольксваген» из Минска в Гродно, на скользкой дороге превысил скорость, не справился с управлением, выехал на полосу встречного движения и столкнулся с «Волгой». В аварии погибли четыре человека, в их числе —  три пассажира микроавтобуса. Еще два человека, ехавшие в «Фольксвагене», оказались на больничной койке. Если бы пассажиров вез извозчик легальный, сами пострадавшие или их родственники получили бы крупные страховые выплаты. А так — ничего, кроме физического и морального страдания.

Не случайно на днях в хозяйственном суде Гродненской области состоялось межведомственное совещание с участием представителей органов исполнительной власти, Комитета государственного контроля, Следственного комитета, управления Департамента финансовых расследований, прокуратуры, налоговой и транспортной инспекций, акционерных обществ «Гроднооблавтотранс» и «Автобусный парк». Основной вопрос — усиление работы по пресечению осуществления нелегальных перевозок. По словам заместителя председателя хозяйственного суда Гродненской области Дениса Валдайцева, из года в год растет число дел, рассмотренных судом, по этому правонарушению. В 2011-м их было 82. Во всех случаях правонарушители привлечены к административной ответственности (максимальный штраф — 75 базовых величин).

— Имеются факты, когда и под крышей легальных фирм обосновались таксисты-нелегалы. Последние получают вызовы от диспетчера, за что отчисляют соответствующее денежное вознаграждение руководителям этих фирм, — говорит заместитель начальника инспекции МНС по Гродненской области Дмитрий Мозалевич. — У каждого «серого» таксиста, как правило, имеется свой круг клиентов. К примеру, в Новогрудке учащиеся местного колледжа постоянно пользуются услугами нелегальных извозчиков, которые их доставляют в Барановичи и обратно. Чтобы составить протокол за незаконную предпринимательскую деятельность и привлечь водителя к ответственности, необходимо поймать его, как говорится, за руку. Причем неоднократно. Сделать это непросто. Нелегальные перевозчики идут на различные уловки, чтобы избежать наказания. Например, берут с собой человека, который собирает с пассажиров деньги. И в случае задержания он поясняет, что плату за поездку ни у кого не брал, а поэтому совершенно чист перед законом.

Самые популярные и доходные маршруты у гродненских водителей-нелегалов — в Минск, Лиду, Щучин. Некоторые освоили даже зарубежье: по выходным дням возят жителей областного центра на рынок в город Белосток, что в соседней Польше.

Кстати, поскольку штрафы в Беларуси более низкие, чем в Польше, то руководство филиала транспортной инспекции Гродненской области готово просить о содействии своих коллег по ту сторону границы. И это, как считают эксперты, будет серьезным ударом по международным пассажироперевозчикам, работающим под «черным флагом».

Среди мер противодействия — и штрафы (с 1 апреля максимальная сумма штрафа за такое правонарушение достигнет 10 миллионов рублей), и конфискация самого источника незаконного дохода — транспортного средства, контроль плюс информационная и профилактическая работа с населением.

Геннадий ГИЛЬ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter