Красный Берег — красивый и скорбный

Известность поселка Красный Берег, что в Жлобинском районе, уже перешагнула пределы Гомельской области. А судя по тому, что среди гостей, приезжающих сюда все чаще и чаще, немало представителей дипломатических миссий, жителей России, Украины и других стран, то и вышла за границы республики. А притягивает сюда людей богатое историческое прошлое небольшого населенного пункта — трагичное и величественное, не оставляющее равнодушным каждого, кто к нему прикоснется.

Завещание замученной дочери
Осенью прошлого года здесь практически завершились работы по возведению мемориала детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Мемориал, которому нет аналогов не только в нашей стране, уже получил название “Детская Хатынь”. Кстати, его автором также является заслуженный архитектор Республики Беларусь, лауреат Ленинской премии Леонид Левин, замыслом и усилиями которого, а также его единомышленников создана и знаменитая Хатынь, и ряд других проектов на территории страны, посвященных Великой Отечественной войне.
Официального открытия мемориала еще не было. Однако, прослышав о нем, люди уже идут и едут сюда. Потрясает и сама история, которая положена в основу композиции, и то, как это выражено творчески.
Первое, на что обращаешь внимание, приближаясь к мемориалу, — бронзовая фигурка девочки-подростка, тонкой, как тростинка, с руками-веточками. Прообразом ее послужила 15-летняя школьница, уроженка этих мест Катя Сусанина, угнанная на работы в Германию в годы Великой Отечественной войны и не вынесшая рабского труда и издевательств. Однако письму девочки, написанному отцу-красноармейцу, суждено было вырваться на волю. И сегодня оно служит документальным свидетельством того отчаяния и ужаса, который пережила Катя и ее сверстники, ставшие жертвами войны.
“Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец, покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
...Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь — у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: “Расти, доченька, на радость большой!” Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню...
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало — платье рваное, в лоскутах, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет. И соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я здесь никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с “Розой” и “Кларой” — так зовут хозяйских свиней.
Живу в дровяном сарае, в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная, полька Юзефа, дала мне кусочек хлеба. А хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье, бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
...Завещаю, папенька, отомсти за меня.”
В мемориальном комплексе письмо девочки полностью воспроизведено на черной школьной доске в метафоричном “мертвом классе” с пятнадцатью партами, за которыми могли бы сидеть, но так и не сели мальчики и девочки в возрасте от 8 до 14 лет, насильно отобранные у своих матерей из Жлобинского, Рогачевского, Добрушского и других районов и свезенные на сборный пункт учхоза на территории Красного Берега. После обследования детишек увозили в Германию в качестве доноров для раненых солдат вермахта. Как свидетельствуют архивные документы, всего со сборного пункта было увезено 1990 ребят, в том числе 15 из Краснобережского сельсовета, имена которых установлены. Они воспроизведены на белом паруснике, символизирующем детские грезы и мечтания, во второй части скульптурной композиции под названием “Площадь солнца”. Парусник в окружении витражей с детскими рисунками, выполненными в концлагерях и сразу после войны. Примечательно, что и в жутких античеловеческих условиях дети рисовали то, что близко их юному, распахнутому для жизни сердцу — солнце, животных, зеленую траву, облака. Верили, надеялись на лучшее. К сожалению, оно пришло не для всех.
Говорят, что мемориал особенно впечатляет с высоты птичьего полета, откуда лучше видны лучи-аллеи, выложенные из плитки разных цветов.
Сотрудник Жлобинского краеведческого музея Людмила Мелащенко, она же и экскурсовод, говорит, что события 1944 года, ставшие исторической основой мемориала, настолько захватили ее, что она продолжает собирать все новый документальный материал: в архивах, в общении со свидетелями тех событий. От этого ее рассказ о трагедии войны не оставляет людей безучастными, многие зачастую не в силах сдержать слез.
К подножию памятника Кати Сусаниной, замученной девочки из 44-го, посетители часто кладут не только цветы, но и сладости, фрукты, о которых те дети могли только мечтать...
Непростая и сама история создания мемориала. От задумки до реализации прошло более 10 лет. Вынашивалось творческое воплощение, не хватало средств на сооружение уже в процессе работы. Поэтому в затратах немало народных денег, пожертвований. А потому особенно важен конечный результат. Территорию вокруг мемориала благоустраивали также всем миром. Председатель Жлобинского райсовета Михаил Косюков рассказал, что сам посадил в один из субботников прошлого года несколько деревьев, старались и другие представители местной власти, а также простые граждане.
Генерал-лейтенанты инженерии умели строить шикарно и на века
От памятника скорби буквально рукой подать до другого — усадебно-паркового комплекса второй половины девятнадцатого века. Усадьба площадью в 10 гектаров возведена по проекту профессора архитектуры Петербургской академии художеств К.Шретера. Хорошо сохранились и дворец с десятками комнат, и флигель на территории помещичьей усадьбы, и другие хозяйственные постройки. Сам дворец представляет собой двухэтажную кирпичную постройку асимметричной композиции, сооруженную в так называемом стиле “историзма” с использованием элементов готики, ренессанса, ампира и модерна.

Историческая справка Имение принадлежало генерал-лейтенанту инженерии Михаилу Готовскому. Через его дочь Марию как приданое оно перешло к Викентию Козел-Поклевскому, наследнику огромной собственности на Урале и в Сибири, созданной неустанными трудами его отца, миллионера-предпринимателя, общественного деятеля, мецената и благотворителя Альфонса Козел-Поклевского, уроженца Лепельщины.
После революции 1917 года представители рода Козел-Поклевских эмигрировали за границу, имение было национализировано, и на его базе в 20-х годах прошлого века организовано сельскохозяйственное училище (ныне Краснобережский государственный аграрно-технический колледж).

— Именно размещение в стенах исторического памятника учебного заведения, — считает председатель Жлобинского райсовета Михаил Косюков, — помогло уберечь его от значительных перестроек и разрушения.
В 2003 году Краснобережский усадебно-парковый комплекс был включен в Государственный список недвижимых материальных историко-культурных ценностей Республики Беларусь, имеет статус ценности второй категории, входит в “Золотое кольцо Гомельщины”.
С 1993 года на здании усадебного дома начали проводиться реставрационно-восстановительные работы за счет средств республиканского бюджета. Однако из-за проблем с финансированием они неоднократно приостанавливались.
И лишь в 2006 году в ходе реставрационных работ произошли ощутимые подвижки. На их проведение было выделено 1500 миллионов рублей из республиканского бюджета и 177 миллионов рублей из областного. Ход реставрационных работ находится на личном контроле председателя Гомельского облисполкома Александра Якобсона.
Многое уже сделано: заменена кровля, восстановлено отопление, благодаря чему можно проводить внутренние реставрационные работы, установлены оконные стеклопакеты. Они, к слову, подобраны с учетом особенностей архитектуры здания.
Конечно, пока что это малая доля из того, что нужно сделать.
Тем не менее представители местных властей полны оптимизма и желания двигаться дальше. После восстановления построек, в первую очередь главного усадебного дома, где планируют разместить две музейные экспозиции — краеведческую и времен Великой Отечественной войны, а также картинную галерею, предстоит восстановить флигель, где проживал управляющий, и сам парк. Дом ведь расположен на берегу реки Добысна. В те далекие времена вельможи, развлекаясь, спускались к реке, катались на лодках. Естественно, чтобы вернуть историческую точность, и эта часть ансамбля должна быть приведена в первозданный вид.
И хотя работы продолжаются, комплекс и сегодня вызывает восхищение каждого, кто сюда приезжает. Поверьте, удивит и вас, а потому при случае непременно загляните в Красный Берег.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter